Пилотажное исследование в процессе создания тестовой методики. Виды социологического исследования

Пилотажное исследование в процессе создания тестовой методики. Виды социологического исследования

Для проверки гипотезы о том, что количество аргументов в сообщении может влиять на формирование мнения по центральному или по периферийному пути, к 46 студентам обратились с просьбой прочитать одно из трех сообщений, каждое из которых имело для них либо высокую, либо низкую актуальность. Во всех сообщениях было изложено предложение администрации повысить плату за обучение. При условии высокой актуальности в сообщении предлагалось повысить плату за обучение в том университете, в котором учились студенты, в то время как при условии низкой актуальности предлагалось повысить плату в другом, сравнимом с данным,

университете. В сообщении, прочитанном студентами, содержалось либо три убедительных аргумента (например, дополнительные средства помогут уменьшить количество студентов в каждой группе, что приведет к улучшению взаимодействия между студентами и преподавателем), либо три поверхностных аргумента (например, часть дополнительных средств можно использовать на усовершенствование классных досок в университете, что произведет хорошее впечатление на гостей университета), либо три убедительных и три поверхностных аргумента (причем убедительные аргументы перечислялись


сначала). После прочтения сообщения испытуемые делали пометку на отрезке длиной 64 мм, указывая таким образом, до какой степени они согласны с идеей повышения платы за обучение.

Если при условии низкой актуальности количество аргументов в сообщении служит периферийным признаком правильности сообщения, то испытуемые, прочитавшие сообщение с шестью аргументами, должны в большей степени соглашаться с повышением платы за обучение, чем испытуемые, прочитавшие любое из сообщений с тремя аргументами. С другой стороны, если при условии высокой актуальности испытуемые оценивают смысл аргументов, тогда сообщение с шестью аргументами должно занимать промежуточное положение между сообщениями с тремя сильными и тремя слабыми аргументами по степени выраженного испытуемыми согласия. Анализ результатов... показал, что при условии низкой актуальности убеждающее воздействие трех сильных аргументов было ненамного сильнее, чем трех слабых, но убеждающее воздействие шести аргументов (трех сильных и трех слабых) было значительно сильнее, чем в любом из случаев с тремя аргументами. При условии высокой актуальности убеждающее воздействие трех сильных аргументов было значительно сильнее, чем трех слабых, но убеждающее воздействие шести аргументов было незначительно сильнее, чем в случае с тремя сильными аргументами (хотя оно и превышало убеждающее воздействие трех слабых аргументов). Эти результаты показывают, что при условии низкой актуальности люди оценивают не смысл аргументов, а ориентируются на их количество в качестве периферийного признака, указывающего на достоинства предложения. Таким образом, при условии низкой актуальности на формирование установки оказывало влияние просто число представленных аргументов, а их качество не играло роли (периферийный путь). Однако при условии высокой актуальности у людей имелась мотивация обдумывать представленную им информацию, относящуюся к данной проблеме, поэтому качество аргументов было важнее, чем их количество (центральный путь).



Для обеспечения надежности основных результатов, полученных в нашем пилотажном исследовании, мы повторили эксперимент, несколько модифицировав его. Общая концепция оставалась прежней, но использовались другие манипуляции степенью актуальности и другая установка. В этом исследовании также варьировалась степень актуальности сообщения для испытуемых, и кроме того, они получали либо три, либо девять аргументов, причем все они содержали либо убедительные, либо поверхностные доводы в пользу защищаемой позиции. Кроме ключевой оценки установок проводилось также несколько дополнительных количественных оценок. Они включали в себя контроль над эксперимен-тальными манипуляциями и оценку наиболее значимых для испытуемых мыслей о полученном ими сообщении.

Наша основная гипотеза концептуально не отличалась от гипотезы, которая проверялась в пилотажном исследовании. А именно, мы выдвинули гипотезу о том, что при условии низкой актуальности проблемы количество аргументов в сообщении в большей степени определяет формирование установок, чем качество этих аргументов. При условии низкой актуальности увеличение количества аргументов, как убедительных, так и поверхностных, должно приводить к усилению убеждающего воздействия сообщения, поскольку испытуемые, у которых отсутствует мотивация обдумывать аргументы, будут пользоваться для принятия решения простым правилом «чем больше, тем лучше». С другой стороны, мы прогнозировали, что при условии высокой актуальности качество аргументов сообщения в большей степени определяет формирование установок, чем количество этих аргументов. Мы ожидали, что при условии высокой актуальности, когда у испытуемых имеется мотивация обдумывать информацию по данной проблеме, они будут думать над каждым из представленных им новых аргументов. Если при условии высокой актуальности реципиенты думают над каждым из новых аргументов, и в ответ на убедительные аргументы у них возникают благоприятные для изменения установки мысли, а в ответ на поверхностные аргументы - неблагоприятные, то в случае, когда представлены девять аргументов, установки, сформировавшиеся в ответ на убедительные аргументы, должны сильнее отличаться от установок, сформировавшихся в ответ на поверхностные аргументы, по сравнению со случаем, когда представлены только три аргумента.

МЕТОД

Процедура

В эксперименте участвовали 168 студентов и студенток университета штата Миссури, которые получили за это дополнительный зачет по вводному курсу психологии... Испытуемых тестировали группами по 6-14 человек в больших

аудиториях, чтобы они не взаимодействовали между собой. В течение одного сеанса эксперимента можно было воспроизвести все варианты условий, если присутствовало достаточное число испытуемых.


Когда испытуемые приходили в назначенную аудиторию, они получали папку, в которой была инструкция, текст и брошюра с вопросником. В инструкции объяснялось следующее:

Первое впечатление, производимое человеком, зависит от многих факторов - его наружности, одежды, голоса и т. д. Сегодня мы просим вас попытаться сформировать ваше впечатление о человеке, прочитав отрывок из написанного им текста.

После прочтения этих объясняющих суть дела комментариев и краткого описания автора (см. ниже), всех испытуемых просили прочитать текст, который находился в папке. Им также говорили, что, прочитав текст, они сразу же должны ответить на вопросы из брошюры, а затем отдать ее экспериментатору, который находился в аудитории. После завершения оценки зависимых переменных испытуемых провожали в другую комнату, где с ними проводилось подробное собеседование, их бла-годарили за участие и отпускали.

В зависимости от цели и выдвигаемых задач можно выделить следующие виды социологических исследований: разведывательные, описательные и аналитические (5, с.13-17; 8, с.21-25).

Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование - наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает весьма ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Для него характерна упрощенная программа и сжатый по объему инструментарий.

В прикладной социологии инструментарием называются методические документы, необходимые для сбора первичной социологической информации: анкета, бланк-интервью, карточка для фиксации результатов наблюдения и т.д.

Разведывательное исследование используется при сборе "прикидочных" сведений об объекте исследования для общей ориентации или с целью получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении.

Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос. С помощью экспресс-опроса (оперативного опроса) выявляют отношение людей к актуальным событиям и фактам (т.е. проводится зондаж общественного мнения) либо степень эффективности только что проведенного мероприятия. Например, для определения степени удовлетворенности аудитории качеством прослушанной лекции.

Часто разведывательное исследование выступает в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных исследований, и в таком случае его называют пилотажным .

Пилотажное (пробное ) исследование (или пилотаж) (от англ. слова pilot - одно из значений которого - "опытная установка") - в социологии пробное исследование, цель которого - проверка качества инструментария для сбора первичной социологической информации, процедур и методов организации полевого исследования. В данном случае оно используется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария (анкет, планов интервью и т.п., включая формулировку вопросов и измерительных шкал), границ обследуемой совокупности, и отрабатывается организация сбора информации. С помощью его выявляются трудности, которые могут встретиться в ходе последующего проведения углубленного, широкомасштабного исследования. Часто после проведения пилотажного исследования изменяется гипотеза.



Так как цель пилотажного исследования заключается в проверке социологического инструментария, то к выборке в пилотажном исследовании не предъявляется требований репрезентативности. Обычно считается достаточным опрос 50-100 человек, в зависимости от степени новизны методик и исследовательности и однородности объекта, но так, чтобы в выборку обязательно были включены все значимые для целей исследования группы респондентов.

Для полноценного осуществления пилотажного исследования часто бывает недостаточно проведения только одного опроса, необходим целенаправленный анализ специальной литературы, опрос специалистов (экспертов). Наиболее распространенным методом получения знания о надежности разработанного инструментария является неструктурированное наблюдение, так как допущенные при его разработке ошибки могут быть обнаружены при наблюдении за процессом практического применения инструментария. Например, при пилотаже анкеты респонденты или задают вопросы о значении непонятных слов, или отвечают не по существу, или вообще оставляют вопрос без ответа, или смущаются при ответе на "острые" вопросы и т.п. Таким образом, с помощью неструктурированного наблюдения можно обнаружить наиболее грубые и очевидные просчеты в конструкции методической процедуры.

Пилотажное исследование - необходимый этап социологического исследования. Оно может повторяться неоднократно, до тех пор, пока не будут достигнуты положительные результаты и не отработаны все элементы исследования. Проведение пилотажного исследования не обязательно в том случае, если применяются хорошо апробированные до этого методики сбора данных.

В разведывательном исследовании обычно используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации (анкетирование или интервью), позволяющий осуществить его в короткие сроки.

Описательное исследование - это более сложный вид конкретного социологического исследования. Оно дает возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Обычно это исследование применяется тогда, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, не однородная по своим характеристикам. Например, население города, где можно выделить людей разных профессий, разного возраста, стажа работы, семейного положения, уровня образования и т.д. В этом случае в структуре изучаемого объекта выделяют относительно однородные группы и проводят поочередную оценку, сравнение и сопоставление наиболее важных характеристик, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой, а также выявляют наличие или отсутствие связей между ними.

Программа в данном случае уже достаточно подробно разработана, а инструментарий апробирован.

Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического исследования. Его целью является не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдений, его динамику и т.д. Так, если в результате описательного исследования выясняется, существует ли связь между характеристиками изучаемого социального явления, то в результате аналитического исследования социолог может определить, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом исследовании изучается наличие связи между удовлетворенностью работников содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором исследовании выясняется, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или не основной причиной, которая выступает в роли фактора, определяющего уровень его производительности.

Для подготовки и проведения такого вида исследования требуется много времени, тщательно разработанная программа и инструментарий. По методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. Исследователь может использовать различные формы опроса, анализа документов, наблюдения, которые будут взаимно дополнять друг друга.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования выступает социальный эксперимент . Для его проведения создается экспериментальная ситуация, для чего изменяются обычные условия функционирования объекта, интересующего исследователя. Эксперимент позволяет не только собирать данные, но и в той или иной степени видоизменять действительность. Выдвинутые в ходе эксперимента гипотезы проходят проверку непосредственно на практике.

Для получения в короткие сроки надежной информации, кроме зондажных исследований, проводят также и оперативное исследование.

Оперативное исследование - это исследование, главная цель которого получить в короткие сроки надежную и объективную информацию о каком-либо социальном процессе, состояние которого требует безотлагательного и усиленного управленческого воздействия. Данный вид социологического исследования, в отличие от других видов, проводится только тогда, когда проблемная ситуация очевидна, а противоречия достигли максимальной точки развития.

Задача оперативного социологического исследования заключается в поиске причин возникновения того или иного противоречия, которое мешает нормальному функционированию конкретного социального механизма. Полученные результаты используются организациями, сделавшими заказ на проведение такого исследования. В оперативном исследовании для сбора информации могут быть использованы: опрос, наблюдение, анализ документов (часто в сочетании друг с другом), а в зондажных исследованиях, для выявления проблемной ситуации, используются только методы опроса. Одной из важных особенностей оперативного исследования является то, что полученные после анализа данных исследования выводы не могут быть распространены на другие социальные группы, так как каждый раз изучается специфическая социальная ситуация.

В зависимости от того, изучается предмет в статике или динамике , различают два вида социологического исследования - точечное и повторное .

Точечное (разовое) исследование - позволяет получить информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Данную информацию можно назвать статистической, так как она отражает как бы моментальный "срез", но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.

Повторное (трендовое) исследование - ориентировано на выявление динамики изучаемого объекта. Для этого последовательно через определенные промежутки времени проводятся несколько исследований. Таким образом повторное исследование - это средство сравнительного социологического анализа. В зависимости от цели сбор интересующей повторной информации может осуществляться в два, три и более этапа, а временной интервал между исследованиями может быть самым различным, так как разные социальные процессы обладают неодинаковой динамикой. При его проведении нет необходимости сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Обязательной должна быть только их принадлежность к одной социальной группе.

Существует несколько разновидностей повторного исследования: панельное и лонгитюдное .

Панельное исследование (от англ. panel - панель, список) - это изучение одних и тех же лиц через определенные интервалы времени. Главная цель панельного исследования - это исследование тенденции развития и динамики социального явления или процесса во времени. С помощью его можно изучить изменения, происходящие в какой-либо группе людей в течение определенного промежутка времени. Например, исследование процесса производственной адаптации молодых рабочих.

Недостатком является сложность сохранения выборки от исследования к исследованию. Поэтому объем выборки такого исследования, в связи с возможными потерями, следует увеличивать на 20-25% против статистически обоснованной выборки.

Лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота; буквально "продолжительное исследование") - вид повторного социологического и социально-психологического исследования, при котором ведется описание всех этапов психического и социального развития молодежи в процессе ее жизненного самоопределения. Первоначально лонгитюдное исследование возникло в психологии как инструмент изучения индивидуальных и возрастных различий людей, а позднее нашло распространение в социальной психологии и социологии при анализе проблем жизненного цикла человека, для изучения динамики семей и брачных пар, учебных групп, производственных бригад, а также индивидуального поведения в социальных процессах. Начальный этап исследования обычно связывается с окончанием учебы в общеобразовательной школе, а завершающий - с достижением социальной зрелости (приобретения устойчивого социального статуса, профессии, создание семьи и т.д.).

Общим для лонгитюдных и панельных исследований является то, что объектом длительного наблюдения в них является один и тот же контингент обследуемых. Но есть и различия. Если в панельных исследованиях в качестве объекта могут выступать любые возрастные группы (например, пенсионеры), то в лонгитюдных исследованиях - только молодежь. Если в панельных исследованиях время проведения последующих обследований устанавливается по внешним для изучаемого объекта факторам (через год, через три года, после проведения каких-либо социальных мероприятий и т.д.), то в лонгитюдных исследованиях оно устанавливается по мере достижения молодежью определенных стадий в своем социальном развитии.

Лонгитюдное исследование - это комплексное, многоцелевое исследование. Благодаря ему можно получить информацию о многих важных социальных проблемах, таких, как выбор профессии, профессия и социальная адаптация, изменение ценностного сознания и поведения молодежи в процессе самоопределения и др. Данное исследование - одно из самых трудоемких и дорогих методов в социологии, так как в течение многих лет необходимо сохранять контакт между исследователем и респондентом.

Лонгитюдное исследование также иногда называют генетическим исследованием, так как оно позволяет проследить становление тех или иных социальных характеристик молодежи.

В повторных исследованиях важную роль играют понятия "поколение" и "когорта", в связи с чем выделяются еще два вида исследования: поколенное и когортное.

Поколенное исследование - это исследование, главная цель которого - изучение динамики социальной структуры и ценностей общества через исследование взаимоотношения поколений. К одному поколению относятся люди, возраст которых помещается в некотором интервале, при этом последний не всегда остается неизменным. В настоящее время большинство исследователей определяют интервал между поколениями в 20-25 лет. Трудности определения границ поколения во многом обусловлены множественностью и противоречивостью его социально-биологических критериев: сроки физического созревания юношества, начало трудовой деятельности, средний возраст вступления в брак, общность образа мыслей, поведения, ценностей. Все перечисленные критерии подвижны и социально обусловлены. Например, увеличение продолжительности образования ведет к тому, что вступление в трудовую жизнь все меньше совпадает с физической зрелостью. В обществе всегда одновременно существуют несколько поколений, отношения между которыми создают ряд проблем, а иногда даже приводят к конфликтам.

Когортное исследование - изучает более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Когорта (от лат. cohors - "множество, подразделение") - это группировка, состоящая из индивидов, подобранных по тому признаку, что они переживают одни и те же события, процессы в одни и те же периоды времени. Таким образом, под когортой понимается часть поколения, выделяемая по одному (или более) специфическому признаку. Первоначально наиболее распространенным было понятие "когорта рождения", т.е. группа людей рожденных в определенные периоды времени (в один и тот же год). В ходе исследования производится опрос членов этой когорты по достижении ими 18, 20, 25, 30 лет и т.д. Позднее были выделены другие виды когорт, например когорта событий ("ликвидаторы" Чернобыльской АЭС) и др.

При когортном исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, но все они обязательно должны принадлежать к одной и той же когорте. Это обусловлено предположением, что индивиды, входящие в когорту, характеризуются некоторыми общими для них социальными и социально-психологическими показателями. Понятие "когорта" при проведении социологических исследований используется в том случае, если возникает необходимость выявить индикаторы социальных изменений и процессов, исследовать влияние социальных, культурно-исторических изменений на процессы развития личности, изучить механизмы социализации личности и т.д.

Также в социологии выделяются монографическое и сравнительное исследования.

Монографическое исследование - вид социологического исследования, главная цель которого - изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, являющимся представителем целого класса подобных объектов. Объект отбирается типологически на основе имеющейся информации и предполагается, что он характерен для данного класса явлений. Задача монографического исследования заключается в том, чтобы дать детальный анализ нового явления, так как отсутствие информации о нем делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. В связи с этим монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации.

Сравнительное исследование - вид социологического исследования, в котором в качестве основного приема используется сопоставление информации, которая может быть получена: 1) в разные периоды исторического развития общества; 2) в разных социальных подсистемах (группах, общностях, институтах и т.д.); 3) разными исследователями или исследовательскими коллективами; 4) разными методами сбора или измерения информации. В сравнительных исследованиях могут решаться различные методологические и методические задачи как описательные (установление сходства и различия), так и аналитические (объяснение, предсказание, практические рекомендации).

В зависимости от места и условий проведения исследование может быть полевым или лабораторным .

Полевое исследование (синонимы "обследование", "эмпирическое обследование", "полевое обследование", "полевые работы") - в узком смысле - это опрос на "месте" (на дому, в школьном классе, на производстве и т.п.), в широком смысле - изучение объекта исследования в естественных, "полевых" условиях, в условиях повседневной жизни. Обычно полевое исследование направлено на полное и глубокое исследование социальных объектов для получения информации, которая необходима для объяснения социальных явлений и процессов. Поэтому объект полевого исследования всегда должен иметь четкие временные и пространственные границы (конкретный трудовой коллектив, студенты определенного ВУЗа, территориальная общность и т.д.).

Лабораторное (экспериментальное) исследование - антоним понятия "полевое исследование". Если при полевом исследовании изучение социального объекта осуществляется в естественных условиях, а вмешательство социолога в ситуацию наблюдений по возможности сводится до минимума, то при лабораторном исследовании поведение людей изучается в искусственно созданной ситуации.

В зависимости от специфики объекта, а также от характера уже имеющейся информации об объекте , существуют три следующих основных вида социологического исследования: опрос, анализ документов, наблюдение, а также тестирование, эксперимент и др. Данные виды исследования будут подробно рассмотрены в последующих параграфах.

ВОПРОСЫ

Почему социальных работников необходимо обучать использовать различные методы исследования?

Что свойственно как процессу социальной работы, так и научно-исследова­тельскому процессу?

Из каких элементов состоит конкретное социологическое исследование?

Какая работа осуществляется на разных этапах социологического исследования?

Какие виды исследования в зависимости от цели и выдвигаемых задач Вы знаете? Какое исследование планируете проводить Вы?

Почему необходимо проводить пилотажное исследование?

Чем отличается монографическое исследование от сравнительного?

Когда проводится точечное, а когда повторное исследование? Какие разновидности повторного исследования Вы знаете?

ЛИТЕРАТУРА

Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы: Библиотека социальной работы: [Пер. с швед.] - М.: Б.и., 1992. -
340 с.

Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К.И. Бабицкого; Предисл. и общ. ред. А.Р. Лурия. - М.: Прогресс, 1977. - 411, с.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 230 с.

Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: Упражнения и методические разработки для обучения и повышения квалификации социальных работников / Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 236, с.

Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу / [Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги]. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1990. - 287, с.

Краткий словарь по социологии / [Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова; Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина]. - М.: Политиздат, 1989. - 477, с.

Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред.: Ш. Рамон, Р. Сарри; Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 156 с.

Основы прикладной социологии: Учебник для вузов: В 2 т. / [М.К. Горшков, Б.З. Докторов, О.М. Маслова и др.]; Под ред.: Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова; Центр социал. прогнозирования и маркетинга. - М.: Academia, 1995. - Т.1. - 199, с.

Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (форма и методы): [Пер. с англ.] / [Рос. гос. социал. ин-т].- М.: Союз, 1993. - 223 с.

Словарь прикладной социологии / [Сост. К.В. Шульга; Редкол.: Г.И. Давидюк (отв. ред.) и др.]. - Минск: Университетское, 1984.
- 316, с.

Социальная работа как профессия: Учеб. пособие / Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Фак-т истории, социал. наук и междунар. отношений. Каф. общ. социологии и социал. работы; [Сост. и авт.: Колобов О.А. и др.; Под общ. ред З.Х. Саралиевой]. - Н. Новгород: ННГУ, 1996. - 313 с.

Социологический словарь / [Сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга; Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко; Редкол.: Г.П. Давидюк (отв. ред.) и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Университетское, 1991. - 528 с.

Теория и методология социальной работы: Учеб. пособие. Для вузов / ; Под ред. С.И. Григорьева. - М.: Наука, 1994. - 184, с.

Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Ассоц. социал. педагогов и социал. работников Рос. Федерации. Рос. акад. образования; [Отв. ред.: Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова]. - М.; Тула, 1993. - Т.1. - 459, с.

Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.

Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ.: В 3 т. / Гл. науч. ред.: Л.Э. Кунельский, М.С. Мацковский. - М.: Центр общечеловеч. ценностей, 1993-1994. - Т.1-3.


Цель данного этапа - отработка, усовершенствование исследовательского инструментария, доведение его до нужной кондиции. Необходимость в нем возникает потому, что в первом (макетном) варианте инструментов, конструируемом при разработке исследовательской программы, возможны (и даже неизбежны) погрешности, которые обязательно нужно устранить.

В анкетах, как правило, обнаруживаются вопросы, понимаемые неоднозначно людьми с разным образованием, этническим происхождением и социальным положением. В первичном сценарии телефонного опроса не удается предусмотреть всех возможных поворотов беседы с абонентами, в силу чего и этот инструмент нуждается в апробации и доработке. Кроме того, есть такие методы сбора информации (типа БОУ, фокус-группы), инструментарий которых можно сделать только опытным путем, т.е. проведя пробные вариативные дискуссии в группах с разным составом.

Пилотажный этап исследования обязателен. Его следует проводить даже в тех случаях, когда исследователи уверены в совершенстве первого варианта своего инструментария. Социальная жизнь динамична, может преподнести сюрпризы социологам даже экстра-класса. Чем меньше познано явление, ставшее предметом исследования, тем, сильнее потребность в пилотировании инструментария.

Технология пилотажного исследования предусматривает последовательное выполнение следующих операций:

Коллективное обсуждение исследователями первого варианта инструментов с целью фиксации в них сомнительных моментов, их возможных модификаций и трансформаций;

Размножение первого варианта инструментария;

Подбор специалистов, способных к качественному пилотажу инструментария; определение немногочисленных репрезентативных групп генеральной совокупности, обследование которых позволит усовершенствовать инструментарий; апробация инструментов в этих группах;

Коллективное подведение итогов пилотажа;

Внесение соответствующих корректив в первичный инструментарий, обработка его окончательного варианта;

Тиражирование итогового инструментария.

Пилотажный этап исследования - ответственное дело. Если он проведен недостаточно качественно, то неизбежно снижение валидности (обоснованности и достоверности) выводов социологов. Если, к примеру, в анкете сохранится хотя бы один вопрос, по разному понимаемый людьми с неодинаковым образовательным уровнем, то образуется ситуация несопоставимости ответов на него лиц с высшим, средним и иным образованием. В такой ситуации исчезает право на выводы, основанные на сравнении мнений людей с неодинаковым образовательным цензом. Если же такие выводы делаются, то возникает сомнение в их истинности.

Несмотря на важность пилотажа, он не может быть слишком длительным. В противном случае сократится время на последующие этапы исследования, которые более трудоемки и не менее ответственны. Длительность и эффективность пилотажа определяется, прежде всего, квалификацией исследователя.

Разработка плана полевого исследования: время, способы и последовательность сбора первичных данных.

Это время сбора первичной социологической информации, т.е. проведения массовых опросов, интервьюирования, тестирований, наблюдений - практического применения усовершенствованных инструментов избранных методик и получения материала для последующих выводов и рекомендаций. Полевым этот этап называется потому, что он про водится в естественных условиях, отличных от лабораторных, Т.е. тех, в которых преимущественно проходила предыдущая исследовательская работа.

Данный этап начинается с подготовки команды, способной грамотно пользоваться исследовательскими инструментами. Ради экономии времени, формирование штаба технических работников (кодировщиков, анкетеров, интервьюеров и других) ведется, как правило, параллельно с пилотажем инструментов. Поэтому непосредственные полевые работы начинаются с итогового инструктажа исполнителей исследования, вооружения их должными инструментами и индивидуальными заданиями, их прибытия в поле - места сбора информации.

Полевой этап требует значительного времени. Параметры временных затрат заданы выборкой, сложностью инструментов, количеством сборщиков информации, а также производительностью и качественностью их труда. Особое внимание заслуживает проблема качественности сбора данных, в Т.ч., прежде всего, общения исполнителей полевых работ с обследуемыми людьми.

Если анкетер или интервьюер не сможет расположить к себе респондентов, то ответы последних не будут в полной мере адекватными их действительным мнениям. Тоже произойдет, если интервьюер покажется респонденту заинтересованным в получении ответов определенного толка. Еще хуже, когда проводящие опросы или групповые дискуссии, таким образом, подсказывают ответы (или реагируют на услышанное от обследуемых), что фактически навязывают им свое мнение. Все это искажает истину, снижает валидность исследования, перечеркивает все ранее проведенную работу. Поэтому обязательным условием полевых работ выступает контроль за качеством труда технических работников.

Полевые исследования осуществляются по заранее составленным планам -графикам, обеспечивающим четкость и своевременность исполнения отдельных операций и индивидуальных заданий. Но эти планы-графики не отменяют естественной сложности полевых работ, выражающейся в потребности одновременного решения многих задач. В их числе:

Оперативный контроль за качеством деятельности сборщиков информации;

Учет проделанной ими работы;

Прием заполненных документов, тщательная проверка каждого из них;

Кодирование полученной информации;

Хранение документации, обеспечивающее соблюдение исследовательской тайны; проведение контрольных (повторных) обследований;

Оперативная помощь исполнителям;

Ежедневное подведение итогов работы, обеспечение исполнения плана-графика;

Систематическое общение с заказчиком, руководителями тех административно территориальных единиц или трудовых коллективов, где проводится полевое исследование.

Выполнение последней операции осложняется необходимостью соблюдения исследовательской тайны. Вышеназванные лица, как правило, хотят знать, что думают о них конкретные люди, каким образом ответили, скажем, не вопросы анкеты Иванов или Петров. Если производители полевых работ удовлетворят это понятное желание, то нарушат профессиональный кодекс социолога.

Исследования призваны не осложнять отношения людей, а улучшать, облагораживать их. Их результаты сообщаются заинтересованным лицам, в т.ч. заказчику, в обобщенном виде, как отражение общественного мнения, а не мнений конкретных индивидов. К сожалению, многие либо не знают этой истины, либо провоцируют ее нарушение (иногда, даже путем прямого подкупа социологов, т.е. должностного преступления последних).

Кроме того, следует учитывать, что полевые работы дают лишь первичную информацию. Она может существенно трансформироваться на последующих этапах исследования., В этой связи социологам нельзя выдавать свои предварительные впечатления за итоги работы, а заказчикам следует дожидаться окончательных результатов, прежде, чем предпринимать какие-то меры.

На полевом этапе социологи нуждаются в помощи заказчиков, руководителей территорий и коллективов, обращаются к ним за содействием по ряду организационных вопросов (по поводу выделения им комнаты, телефона и т.п.) Удовлетворение просьб такого рода не дает права вмешиваться в ход полевых социологических работ, что, к сожалению, порой случается, ведет к ломке замыслов исследователей, снижает меру достоверности их заключений.

Подготовка интервьюеров:

1. общая подготовка (умение вести себя с респондентом)

2. конкретная подготовка (готовность к ведению определенного типа интервью)

Основные составляющие в подготовке интервьюера:

1) Индивидуальные способности (набор качеств, врожденных или соц. приобретенных, присущих человеку вне зависимости от его профессиональных навыков)

2) Владение методикой – приобретается путем обучения

3) Соц. подготовка (нейтральность слушания)

4) Правильное понимание высказываний респондентов

5) Способность интервьюера к фиксации, если нужно развитию определенной темы

6) Подготовка в предметной области исследования

Существует три способа контроля:

Контроль в поле, контроль анкеты, контроль машин.

Что собой представляет пилотажное исследование? С какой целью оно проводится? На выполнение каких задач направлено?

Общая информация

Для начала давайте определимся, что же собой являет пилотажное исследование. Это обозначение используется для того, чтобы именовать пробные или небольшие поисковые (разведывательные) проверки существующего положения дел. Так, если нужно уточнить проблемы, более корректно поставить задачу и выдвинуть обоснованные гипотезы, то пилотажное исследование является наилучшим вариантом для этого. Особенная потребность в нём может быть в тех случаях, когда отсутствует литература по интересующей теме. Тогда пилотажное исследование проводится с целью восполнения информационного пробела.

Что оно собой представляет?

Пилотажное исследование - это в социологии вид анализа, при котором значительно ограничивается круг задач, количество опрошенных людей невелико, данные нерепрезентативные, а инструментарий и программа чрезвычайно упрощены. Из-за этого исследователь получает только примерную информацию о том, чем же является объект исследований. Эти знания используются для общей ориентации. Главный лозунг пилотажных исследований - дешево, быстро и приблизительно. Поэтому они применяются в тех случаях, когда проблема или вообще не изучена, или же познания о ней весьма жалки.

Как проводится?

Итак, нам уже известно, что пилотажное исследование - это социологическое исследование. Но как оно проводится? Здесь существует большое количество различных вариантов. Наиболее оптимальным считается неформализованное интервью с потенциальными респондентами. Но, увы, субъективность людей может повлиять на их ответы. Чтобы подкорректировать данные используют наблюдение со стороны специалистов. Для этого может формировать фокус-группа. Но тогда следует предельно сконцентрироваться на чем-то конкретном. Весьма популярным является и опрос экспертов. К ним относят специалистов или же простых людей, но которые обязательно должны иметь определённое отношении к проблемной области, что интересует исследователя. В качестве дополнения можно изучать документацию и статистические данные, где имеются нужные сведения для подтверждения/опровержения гипотезы или решения задачи. Весьма популярными являются и экспресс-опросы. Правда они, как правило, несмотря на свою грамотность, не ставят перед собой решение глубоких научных задач и развитие фундаментальной науки. С их помощью узнаётся сиюминутная важность чего-то для общества. При этом не суть важно, что выступает в качестве объекта: выборы Трампа президентом США, запрещение абортов или же что-то ещё. Как бы там ни было - получение данных осуществляется с целью наложить их на более масштабные процессы.

О надежности

Насколько можно доверять полученной информации? Учитывая, что пилотажное исследование - это пробное исследование, уже сам этот факт подразумевает высокую долю рисков. А если оно ещё проводится и не специалистами, а группой любителей (в качестве которых может выступать отдел кадров, журнал, кружок, хозяин веб-сайта), то в таком случае хотя и имеется свежая и нужная информация, она, тем не менее, является нерепрезентативной, и её надёжность весьма сомнительна. На первый взгляд, она может быть вполне надёжной. Но если подойти с научной точки зрения - тут-то и откроются её изъяны. Поэтому использовать пилотажные исследования имеет смысл только в том случае, когда не выдвигаются строгие требования относительно надежности. Первоначально следует затронуть выборку. Четких методических требований здесь нет. Как правило, полагают, что опрос 3-х десятков респондентов позволит получить требуемую информацию. Но при этом следует позаботиться о том, чтобы среди них были представители всех категорий людей, которые подпадают под исследование. При этом нужно стремиться к максимальному разнообразию. Кроме этого, следует позаботится о том, чтобы среди респондентов были люди, для которых тема представляет хоть какое-то значение. В качестве отборочных признаков выступает пол, образование, возраст, стаж работы и прочие подобные критерии.

Важность пилотажных исследований

В целом и общем этот аспект был рассмотрен ранее. Сейчас же давайте остановимся на этом по подробнее. Из самого названия понятно, что пилот проводится до начала основного исследования. Он необходим для того, чтобы проверить обоснованность задач и гипотез. Хотя также может быть использован и для методической отработки инструментария. В случае необходимости пилотное исследование помогает внести коррективы в модель, которые улучшат её работу, позволять уточнить характеристики, предмет, обосновать финансовые траты и сроки завершения. Ведь если будет проводиться полноценный мониторинг настроений в обществе и где-то закрадётся ошибка, то её наличие будет чревато значительными неприятностями. Такой подход оказывает благотворное влияние в вопросе экономии ресурсов. Для проверки эффективности и целесообразности использования имеющегося инструментария могут быть проведены также пилотажные исследования. Они же подходят и в качестве генеральной репетиции главного исследования. В таком случае проверяется успешность проведения первого этапа и оцениваются результаты. Также при исследовании нового объекта это позволяет наработать методический материал. Проверяются одновременно и организационные условия: как относятся респонденты к проводимому опросу, есть ли все нужные документы и оценивается качество материала. При этом регистрируются все затруднения, которые возникают в ходе дела.

Заключение

Само пилотажное исследование проходит, как правило, в группах. Вопрос только в том, насколько большими они являются. Существует два наиболее популярных варианта. Первый предусматривает приглашение всех респондентов в отдельную комнату, где они заполняют анкеты. Перед этим людей информируют про пилотаж, сообщают и объясняют его задачи и цели, инспектируют нюансы заполнения анкеты и просят высказывать все замечания. Второй вариант опирается на небольшие группы, которые состоят из 3-4 человек. При этом анкеты обсуждаются по мере их заполнения. Наибольший интерес для исследователей представляет качество задаваемых вопросов. В таких случаях наибольший интерес предоставляют, как правило, методические цели.

Разведывательное исследование часто называют также пилотажным ис следованием. Хотя правильнее считать его самостоятельным видом социоло гического исследования. Разведывательное и пилотажное исследования по хожи в двух аспектах:

Цель - получить примерные данные о том или ином явлении либо апро­бировать применение методики к более широкомасштабным исследованиям.

« Объект - для проведения того и другого исследования нужна незначитель­ная совокупность объектов, поэтому они проводятся в ограниченные сроки.

Но в отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназ­начено для отработки технических процедур и приемов, чаще всего - для ап­робации вопросника. Предварительная проверка опросного инструментария столь же важна для успеха исследования, считают Дж. Мангейм и Р. Рич, как пробная поездка - для успешной покупки подержанного автомобиля. Она помогает обнаружить проблемы, которые в полной мере могут проявиться только в полевых условиях.

При проведении пилотажного исследования необходимо учитывать правила:

4 Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методи­ческого обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 рес­пондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные кате­гории планируемого объекта исследования".

Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репре­зентативной по отношению к генеральной совокупности. Куда важнее дру­гое ее качество - разнообразие: она должна включать те группы респонден­тов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному. Если ма­лообразованные люди составят в будущей выборке незначительную долю, их необходимо опрашивать в первую очередь именно потому, что они могут от­вечать на ваши умные вопросы совсем не так, как ожидается.

« В пилотажную выборку включают тех респондентов, которые представ­ляют наиболее важные для темы опроса социально-демографичекие призна­ки (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).

В социальной психологии пилотажное исследование (рабочий термин «зондаж») применяется для установления необходимого объема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. В за­рубежной и отечественной практике применения тестов (тестологии) пило­тажа (рабочий термин - «претест») служит средством выявления некоторых стандартов основного теста.

В социологии пилотаж проводится до основного исследования и высту­пает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также професси­онального уровня и методической отработанности инструментария. Пило­таж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; уточнить некоторые харак­теристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расхо­ды и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров).

Современные социологи придерживаются правила: прежде чем отдавать анкету в большой тираж, ее целесообразно опробовать в малотиражном (пи­лотажном) опросе, чтобы уточнить, правильно ли понимают вопросы рес­понденты, не слишком ли она длинна и утомительна, сколько времени за­нимает ее заполнение (или интервью), а в случае почтовой рассылки - сколь­ко дней проходит с момента отправления анкеты до получения ответов.

Шмерлина И.А. Процедурные начала исследовательской социологии. Учеб. пособие // http:// www.unn.ac.ru/ras/fl4/k2/courses/shmern.htm

Пилотажное исследование представляет собой исследование по «укорочен­ному» плану - в нем используются малые выборки, не в полной степени про­водится сбор информации, полученная информация анализируется только пс наиболее значимым критериям. Если пилотажное исследование проводится в цикле исследования хорошо изученной проблемы, оно позволяет «отточить» инструментарий исследования, выявить и устранить его дефекты и дефекты подходов к математическому анализу. Проведение пилотажного исследования в этом случае позволяет избежать сбора информации по «пустым» вопросам, ответы респондентов на которые не подлежат анализу, или неадекватно (не­однозначно) интерпретируются самими респондентами. Для поискового ис­следования (исследования в сфере недостаточно разработанной) пилотажное исследование предоставляет информацию для уточнения многих пунктов про­граммы, что в дальнейшем обеспечивает немалую экономию ресурсов.

Пилотаж полезен для: а) тестирования инструментария, в котором исследо­ватель вполне уверен, б) усовершенствования инструментария в ситуации, когда предмет исследования хуже известен исследователю. В первом случае инстру­ментарий проходит предварительное испытание в своем окончательном вари­анте. Во втором исследователь может захотеть поэкспериментировать с разны­ми вариантами (макетами) инструмента, чтобы узнать, какой из них удобнее е работе. Предварительное тестирование такого типа может включать в себя:

1.Тестирование различных словесных формулировок и форм вопросов.

2.Опробование анкеты, предназначающейся для самостоятельного запол­нения респондентом, в личном интервью, чтобы в процессе живого обще­ния с респондентом выявились возможные трудности ее заполнения.

3.Употребление открытых вопросов для выявления типичных ответов, которые затем можно будет включить в набор ответов на закрытые вопросы, с тем чтобы использовать последние в окончательном варианте.

4.Тестирование различных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, телефонных интервью) с целью определения годности каждого из них 2 .

Рис. 28. Тестирование различных видов инструментария

Пилотаж можно считать генеральной репетицией к главному исследованию. Он позволяет сделать первые выводы о том, насколько успешно прошел этал подготовки к нему, какими могут быть ожидаемые результаты. В ходе такогс опроса собирается методическая информация, т.е. информация о качестве раз­работанного инструментария. Проверяются все организационные и методичес­кие условия будущего исследования, и прежде всего: доступность необходимых

Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 211-212.

документов, отношение респондентов к опросу и их реакция на вопросы анке­ты. Оценивая качества методики опроса, социолог регистрирует любые затруд­нения респондента, вызванные техникой заполнения, непониманием смысла вопросов, отдельных слов. Учитываются также все замечания и наблюдения ан­кетеров о методических недостатках, которые им удалось обнаружить.

Вернувшись с опроса, лучше сразу же сесть за свою анкету, просмот­реть ответы на все вопросы, отметить самые проблемные, а потом схо­дить на объект и пообщаться с респондентами.

Пилотаж проводится в двух вариантах. В первом - всю группу респон­дентов приглашают в отдельную комнату, где на столах разложены анкеты. Респондентов «вводят» в ситуацию пилотажа, т.е. объясняют его цели и за­дачи, инструктируют по технике заполнения анкеты и просят высказать после заполнения критические замечания, поговорить о неясностях и о тех вопро­сах, которые затрудняют работу с анкетой. Заполненные анкеты опускаются в опечатанные урны, после чего начинается групповое обсуждение содержа­ния опроса в целом. Показателями, позволяющими оценить пригодность анкетного вопроса, выступают число неответивших на вопрос и характер распределения ответов по шкале, используемой в вопросе.

Второй вариант пилотажного опроса предполагает приглашение группы из 3-4-х респондентов для обсуждения анкеты по мере ее заполнения: оп­рашиваемые делают пометки о качестве вопросов. Перед началом пилотажа их вводят в ситуацию экспертного опроса, объясняя, что содержание отве­тов не анализируется, так как опрос преследует только методические цели.