Культура поведения военнослужащих. Нравственная культура и этика поведения военнослужащих Воинский этикет и культура общения военнослужащих

Культура поведения военнослужащих. Нравственная культура и этика поведения военнослужащих Воинский этикет и культура общения военнослужащих

1.2

Тема: Нормы воинского этикета. Культура общения военнослужащих.

Цель: помочь слушателям уяснить сущность и проявление морали в сфере военной , пограничной деятельности, познако­миться с историческими традициями и современными проб­лемами воинской этики.

Время: 4 часа (2 - рассказ, 2 - беседа).

Учебные вопросы: 1. Сущность и особенности воинской этики.

2. Исторические традиции и современные проблемы воинской этики.

3. Дружба и войсковое товарищество - основа куль­туры общения военнослужащих.

Военное дело, защита границ на Руси имеет богатую традицию. Века­ми русский народ вынужден был отстаивать свободу и национальную неза­висимость. столетиями вырабатывался в русской армии и кодекс воинской чести, верности долгу, присяге. Эти неприходящие ценности хранились как святыни, передавались из поколения в поколение, воспитывались в напряженном ратном труде в мирное время, проверялись на прочность в сражениях с врагами.

Жизнь человека в обществе регулируется особым социальным институ­том - моралью (от лат."moris" - нравы). Древнегреческий философ Арис­тотель назвал науку, изучающую и формирующую правила, нормы морали, нравственного сознания и поведения людей, этикой (от греч. "ethos" - обычай, характер). По его мнению, она определяет, что "следует делать и от чего нужно воздерживаться".

Воинская этика как составная часть морали имеет глубокие корни. Ведь история человечества, по свидетельству ученых, знает лишь 227 мирных лет. Поэтому все более специфичной и значимой для народов ста­новилась воинская (в период войны - боевая) деятельность. Профессия воина требовала и наличия особых правил взаимоотношений в армии, вос­питания определенных морально-боевых качеств.

Таким образом, воинская этика представляет собой систему нравс­твенных ценностей, юридически закрепленных в присяге, уставах и других законодательных и нормативных актах, регламентирующих жизнь и деятель­ность армии, а также принятых в воинских коллективах и поддерживаемых силой общественного мнения моральных предписаний, регулирующих поведе­ние военнослужащих. Она раскрывает специфику проявления морали общест­ва в процессе подготовки и вооруженной защиты Отечества.

Итак, каковы же характерные особенности воинской этики? Во-первых , ее высокая социальная значимость. Как известно, защита

Отечества является священным долгом, а воинская служба - почетной обя­занностью советских граждан. Поэтому относить воинскую этику к сугубо профессиональной было бы неверно. Она профессиональна лишь для посто­янного состава армии, флота и пограничных войск: офицерского корпуса, а также для прапорщиков и мичманов. С другой стороны, воинская этика затрагивает в той или иной мере всех граждан, призванных на действи­тельную военную службу.

В последнее время комплектование Вооруженных Сил, Пограничных войск идет по смешанному принципу: служба по контракту и по призыву. Поэтому воинская этика приобретет профессиональный характер. История нашей армии, пограничных войск показывает, что защитники Отечества всегда были морально сильнее своего противника.

Предоставим слово военнослужащим старой русской армии. В 1875 го­ду в журнале "Военный сборник" была опубликована статья "Заметки о развитии военных познаний и общих военных принципов в среде офицеров нашей армии". Ее автор - генерал-лейтенант Э.Л.Свидзинский утверждал: "Армия составляет основу и мощь государства; она представляет живое тело, постоянно обновляющееся притоком живых народных элементов; она не представляет кассовой замкнутости, и интересы ее неразрывно связаны с интересами государства. Все сословия равно призваны нести бремя во­енной службы, всем же равно открыта дорога подвизаться на поприще этой службы..."

Во-вторых , особенность воинской этики заключается в строгой рег­ламентации принципов, норм и правил морали в армейской среде. Требова­ния морали как одного из регуляторов поведения человека в обществе обычно не носят формально закрепленного характера. Складывается некий свод правил и запретов, соблюдение или нарушение которых расценивается как достойное либо недостойное поведение. Это своеобразный кодекс чес­ти, который в большинстве своем остается неписаным.

Нормы и требования воинской этики закреплены в соответствующих юридических документах, регламентирующих жизнь и деятельность армии, определяющие правила поведения военнослужащих в том или ином случае. "Военная организация, - писал М.Ф.Фрунзе, - это специфическая органи­зация, требующая от своих членов особой четкости, точности, исполни­тельности, выдержки, быстроты исполнения всех распоряжений". Этические принципы облечены в форму закона, присяги, устава, приказа, наставле­ния, инструкции и других нормативных актов, нарушение которых влечет за собой не только моральное осуждение товарищей по службе, но и адми­нистративную, а порой и уголовную ответственность.

Например, в петровском "Уставе воинском" говорилось: "Кто к Зна­мени присягнул, тот тот у оного до смерти стоять должен". Полк, поте­рявший знамя в бою, подлежал по приказу Петра 1 расформированию, а солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Еще строже звучат его правила для военной битвы: "Также никто из господ генералов с места баталии прежде уступать не имеет, пока он от своего командира к тому указ не получит. Кто же место свое без указу оставит или друга выдаст, или бесчестный бег учинит, то оный будет лишен и чести и живо­та".

Из истории Пограничных войск известно, что из 418 пограничных застав, стоявших на западных и северо-западных границах в начальный период Великой Отечественной войны ни одна не оставила свой участок без приказа.

В-третьих , воинский этикет имеет ярко выраженную внешнюю окраску, оформление. Речь идет о правилах отдания воинской чести, о форме одеж­ды и различиях, армейских ритуалах. Воинская культура на протяжении

всей истории человечества и у всех народов мира проявлялась в ритуаль­ных обрядах посвящения в солдаты, в военных парадах, в организации бы­та и досуга военнослужащих, в украшении одежды военного человека.

Кстати, в русской армии всегда с особой ревностью относились к чести военного мундира, олицетворяя ее с честью русского оружия, бое­вой славой армии, ее традициям. Лишение мундира или права ношения ка­ких-либо знаков отличия означало бесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для офицера или солдата. Это наказание порой приме­нялось к подразделению или даже воинской части, если имело место отс­тупление от устава, приказа или малодушие на поле боя.

Известен, например, такой исторический факт. 16 марта 1806 года по русской армии был отдан приказ: "Среди храбрости, оказанной русски­ми войсками, усмотрены и деяния тех, кои в день баталии покрыли себя бесславием. Новгородский мушкетерский полк при встрече с неприятелем противостоял ему недружно. В наказание столь постыдного поведения нов­городского мушкетерского полка положено отныне штаб-обер-офицерам его носить шпаги без темляков, а нижним чинам его полка тесаков не иметь". Лишь через 4 года этому полку, искупившему свою вину мужеством и храб­ростью, были возвращены утерянные отличия.

Заканчивая изложение вопроса, следует подчеркнуть: только став внутренней позицией человека, правила, нормы и принципы морали позво­ляют ему выбирать соответствующие обстоятельствам формы поведения. Главными показателями высокой нравственности военнослужащего являются преданность Родине, верность присяге, воинская честь и достоинство.

II.

В основе формирования высоких нравственных качеств у военнослужа­щих лежит чувство глубокой убежденности в социальной значимости про­фессии защитника Отечества, сознательность выполнения своего воинского долга, признание обществом реальных заслуг армии, пограничных войск. Ведь на Руси ратный труд всегда рассматривался как священный долг гражданина и почитался в народе.

Здесь можно привести слова из "Инструкции ротным командирам" за подписью полковника графа Воронцова 1774г.: "Если положение военного человека в государстве считается сравнительно с другими людьми беспо­койным, трудным и опасным, то в то же время оно отличается от них не­оспоримой честью и славою, ибо воин превозмогает труды часто несносные и, не щадя своей жизни, обеспечивает своих сограждан, защищает их от врагов, обороняет Отечество..."

В 1812 году "Военный журнал" писал: "Военная служба более всех других званий сопряжена с тяжкими трудами, с чрезмерными усилиями и пожертвованиями, ибо всякому известно... коль великим опасностям под­вергаются неустрашимые воины, защищая пределы Отечества и не щадя жи­вота своего за благоденствие с страны, коя безопасность от их храброс­ти и благоразумия зависит. Словом, обязанности защитников отечества столь многочисленны, что, исполняющий оныя в точности, заслуживает об­щее сограждан своих уважение..."

Армейские традиции и ценности требуют не только исторической па­мяти, но и осознания нравственных идеалов нашей армии новыми поколени­ями. Ведь нельзя воспитать гражданина и патриота, не прививая молодому человеку чувства ответственности за безопасность Отечества, готовности защищать его.

Однако сегодня, к сожалению, стало модным кидать камни в сторону наших Вооруженных Сил, обвинять их во всех мыслимых и немыслимых бедах нашего общества. По мнению иных оппонентов, армия чуть ли не главная опасность для демократии. Она якобы, поглощая со всенародного стола миллиарды, обрекает народ на нищету и голодное существование. Ее назы­вают даже как "школой, морально калечащей своих учеников...".

Подобный шквал оскорблений и обвинений не проходит бесследно для молодежи, которая, словно губка, впитывает эту клевету. В ее сознании медленно разрушаются такие понятия, как "долг", "верность", "честь", тускнеют такие качества, как войсковое товарищество, дружба, поблекли краски романтики военной службы, ратного труда, профессии защитника Родины.

В бурном потоке современной жизни политических и национальных распрей блекнут многие бывшие ценности. Но есть и такие над которыми время не властно. И среди них традиции воинской этики, святые понятия, незыблемые со дня рождения государства Российского и его армии.

Каковы же традиции воинской этики?

Во-первых , воинская этика глубоко патриотична по своему содержа­нию.Она направлена на воспитание любви к своему народу, преданности Родине, верности воинскому долгу. Поучителен такой факт. В 1876 году во многих российских газетах было напечатано известие о мученической смерти унтер-офицера 2-го Туркестанского стрелкового батальона Фомы Данилова. Во время боя он был захвачен в плен кипчаками и варварски убит ими после истязаний за то, что не хотел перейти к ним на службу и принять магометанство. Мучители, замордовав его до смерти, удивились силе духа русского воина и назвали его за стойкость батыром, то есть богатырем.

Во-вторых , моральные ценности армии зиждятся на полном интернаци­онализме. История знает немало примеров создания многонациональных ар­мий. К ним, например, можно отнести армии Александра Македонского, Древнего Рима, татаро-монголов, Наполеона, Австро-Венгрии. Но лишь русская армия всегда стойко противостояла иноземным завоевателям.

Участник Отечественной войны 1812 года поэт-партизан Денис Давы­дов с верой в великое будущее народов России писал: "Огромна наша мать-Россия! Изобилие ее средств дорого уже стоит многим народам, по­сягавшим на ее честь и существование; но не знаю они еще всех слоев лавы, покоящихся на дне ее... еще Россия не подымалась во весь свой исполинский рост. И горе ее неприятелям, если она когда-нибудь поды­мется!". Пророческими оказались эти слова. Скрытая сила единства и сплоченности народов Советского Союза жаром полыхнула в годы Великой Отечественной войны. Вот когда все народы России поднялись во весь рост! Можно было добиться численного превосходства в танках, самоле-

тах, орудиях. Можно даже было добиться частного успеха в сражении. Но

никогда не победить народа, который выстрадал свою многовековую исто­рию, чье братство скреплено кровью.

"...Мы побеждаем смерть потому, - писал в письме матери в октябре 1942 года рядовой Ю.Кузьмин, - что... деремся не только за свою жизнь: мы думаем в бою о жизни мальчика-узбека, грузинской женщины, русского старика. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святая святых - Родину."

В-третьих, воинская этика воспитывает в сердцах защитников под­линный гуманизм. Русский солдат всегда нес с собой свободу и независи­мость. Вступив на землю врагов своих, он никогда не руководствовался чувством мести. В приказе генерал-фельдмаршала М.И.Кутузова 21 декабря 1812 года говорилось: "...пройдем границы и потащимся довершать пора­жение неприятеля на собственных полях его. Но не последуем примеру врагов наших в буйстве и неистовствах, уничтожающих солдата. Они жгли дома наши, ругались над святынею... Будем великодушны, положим разли­чие между врагом и мирным жителем. Справедливость и кротость в обхож­дении с обывателями покажут им ясно, что не порабощения их и не сует­ной славы мы желаем, но ищем освободить от бедствия и угнетений даже самые те народы, которые вооружились против России".

Беспощадно громя фашистов, советские воины проявили гуманизм и великодушие к немецкому народу. В поверженном Берлине осталось без продовольствия около 3,5 млн. жителей. Уже 11 мая 1945 года военный совет 1-го белорусского фронта принимает постановление N 065 "О снаб­жении продовольствием немецкого населения Берлина", а 31 мая постанов­ление N 080 "О снабжении молоком немецких детей в Берлине". И это в то время, когда в нашей стране народ голодал, отдавая все фронту. Это и есть истинный гуманизм русского солдата.

И как горько было видеть оставшимся в живых фронтовикам на митин­гах в Прибалтике плакаты с надписью: "Оккупанты СССР, вон из Латвии!", лозунги: "Красная Армия, - вон из Литвы!", "Оккупанты, убирайтесь до­мой!". Это холодный ветер забвения памяти погибших. Вспомним кадры ки­нохроники: жители спасенных городов встречают армию-освободительницу. Ликующие лица. Слезы радости на глазах. Охапки цветов на броне танков. Неужели это все в прошлом ?

В-четвертых , воинская честь и достоинство всегда составляли серд­цевину нравственных ценностей армии. Так, Петр 1 выше всего ценил и ставил во главу угла воспитания солдат уважительное отношение к лич­ности воина. Взаимоотношения между начальником и подчиненным, по его убеждению, должны строится на отеческих началах. Вот несколько пет­ровских заповедей. "Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать... Прапорщику подобает во все дни немощных посещать и смотреть, нет ли в чем-либо недостатка. Ему подобает великую любовь к солдатам иметь..."

Такой подход был присущ многим полководцам и военачальникам того времени. Фельдмаршал Г.А.Потемкин, например требовал "обучать людей с терпением и ясно толковать способы к лучшему исполнению...". Известный

русский педагог М.И.Драгомиров наказывал: "Нужно взывать к возвышенным

сторонам человеческой природы и не только не подавлять, а напротив,

укреплять их в солдате". Русский генерал Скобелев М.Д. в одном из сво­их приказов писал: "...прошу всех господ офицеров вверенных мне храб­рых войск проникнуться убеждением, что неустанная заботливость о сол­дате, любовь к нему, делом доказанная, лучший залог к победе".

Противником грубости, неуважения к рядовым бойцам Красной Армии был М.В.Фрунзе. Он требовал соблюдать права подчиненных, обращаться в случае необходимости к совести солдата. "Резкое обращение, - предосте­регал Фрунзе командиров в одном из своих приказов, - неожиданное взыс­кание и грубые окрики будут непонятны молодому человеку, красноармей­цу, запугают его и убьют интерес к военному делу".

Уставы наделяют командиров огромной властью, но одновременно они предусматривают и ответственность за ее использование. Такая ответс­твенность предполагает прежде всего уважение чести и достоинства под­чиненного. К сожалению, не все командиры и начальники усваивают эту заповедь, что приводит к конфликтам в воинских коллективах, подрывает веру людей в порядочность, честность.

Надо признать, что ценнейший опыт в области воинской этики, кото­рый накопили за свою многовековую историю русская армия, по большей части забыт и растерян. В наши дни дни понятие воинской чести стер­лось, потускнело. Мы избегаем произносить само это слово. Видимо, пришла пора возродить исторические традиции армейской нравственности и смело произносить кажущуюся ныне архаичной фразу: "Честь имею!"

Время меняет часовых. Каждое поколение отдает свой воинский долг Родине. История пишется и сегодня. Возвращение к истокам - это путь к возрождению, связующая нить между прошлым и настоящим. Пример наших предков, дедов и отцов необходим нам сегодня. Этого требуют интересы защиты нашей Родины.

III.

Нет такой книги, нет такой сценической или кинопостановки на темы войны, ратной службы, где бы во весь голос не прозвучала бы тема друж­бы, товарищества. Да иначе в характеристике русского воинства, держав­ной ратной отваги и быть не может.

Издревле повелось на Руси, что "нет службы без дружбы". Вспомним, Петр I на кануне Полтавской битвы обращается не только к офицерам, но в большей степени к солдатам со словами:"Воины! Вот пришел час, кото­рый решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражае­тесь за Петра, но за государство, Петру врученное... А о Петре ведай­те, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия..."

С другим призывом другие европейские монархи не могли обратиться к войскам своих армий, состоявших из наемников. Русский патриотизм строился на беспредельной и безусловной верности государству. Если в западной Европе призывали в трудный час ратников грудью встать на за­щиту своего домашнего очага, жен и детей своих, то Кузьма Минин, нап­ротив, предлагает "дворы продавать, жен и детей закладывать, чтоб

только помочь Московскому государству". Единая, нерушимая любовь к

Отечеству сроднила весь русский народ - от посадского человека Кузьмы Минина до князя Дмитрия Пожарского, от старостихи Василисы до фель­дмаршала Кутузова. Многовековые поползновения недругов земли русской спаяли наш народ в духе такой любви к Отечеству, такой преданности го­сударству, какой не знала история.

Патриотизм из столетия в столетие формировался у нас всем укладом внутригосударственной жизни. Государственный аппарат, православная церковь, армия - эти и другие институты, образно говоря, работали на воспитание воина - стойкого, преданного своему народу, готового не ща­дить живота за "други своя".

Дружба и взаимовыручка, уходящие корнями в сельские общины, прив­носятся русским крестьянством и в военное дело. Отношение к своему ма­ленькому сельскому миру, проникнутое чувством долга и бескорыстной преданности общему делу, переносилось на мир большой, состоящий в сво­ей основе из сельских миров, на общину общин Россию. Деревенская общи­на служила практической школой общегосударственного патриотизма.

Чувство войскового товарищества и дружбы закладывались на Руси издревле. Об этом говорится и в народных былинах, древнерусских, очень немногих сохранившихся летописях. "Слово Даниила залочника", "Слово о полку Игореве", "Поучения Владимира Мономаха" являются бесценными сви­детельствами того, как жили, относились к боевому товариществу, дружбе наши прародители. Недаром само слово "дружина" происходит от слова "друг".

Дружина - это вооруженные отряды при князе в древней руси, участ­вовавшие в управлении княжеством и личным хозяйством князя.

Дружина, как правило, состояла из воинов-профессионалов. Они были искусны в любом виде конного и рукопашного боя, могли действовать в строю и индивидуальных единоборствах, владея всеми видами оружия. Древнерусское воинство было спаяно войсковым братством, традициями взаимовыручки. Как свидетельствует летопись, ратники говорили князю Святославу: "Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим".

Легендой живет в народе подвиг Евпатия Коловрата, который с тре­мястами дружинников заставил бояться себя хана Батыя.

А вот еще одна страничка боевого братства. 1242 год. Тевтонский орден в который раз двинул свои полчища на Русь. Александр Невский выставил против рыцарского "клина" не имевшую боевого опыта народную рать, с превеликим трудом собранную по разоренным русским землям. И если на Западе пешие бросались в рассыпную, едва завидев всадников, давая себя перерезать, подобно бессмысленному скоту, то в России вышло наоборот. Стоявшие плечом к плечу русские воины выстояли на льду Чудс­кого озера. Друг прикрыл друга. Русское ополчение, посрамив известный своей строгостью устав ордена Тамплиеров, признававший, что "...пешим кнехтам не по силам противостоять конному противнику, и не возбраняет­ся им спасаться в таком случае бегством", выстояло и победило.

То, что было невозможным для Европы, для Руси стало возможным и необходимым.

Дружба на поле брани спасала Россию-мать. Пройдут годы, и великий Гоголь так скажет об этой дружбе устами Тараса Бульбы: "Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и хра­мы, и князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может только один человек. Бывали и в таких землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помно­гу пропадать на чужбине; видишь и там люди! Также бежит человек, и разговоришься с ним, как со своим; а как дойдет до того, чтобы пове­дать сердечное слово,- видишь,нет, умные люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как любит русская душа, - любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, чем ни есть в тебе... Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей, думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды, да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим, свой со своим гово­рить не хочет; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная ми­лость польского магната, который желтым чоботом бьет их в морду, доро­же для них всякого братства. Но у последнего падлюки, каков они ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у него, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и уда­рится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, прокляв­ши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое в земле русской товарищество!

Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не до­ведется так умирать! Никому, никому! Не хватит у них на то мышиной на­туры их!"

Несть числа, как говорили в древности, примерам войсковой дружбы, взаимовыручки.

Перелистаем мысленно страницы истории. 20 месяцев, осажденный польскими интервентами, держался Смоленск. Его защитники делились друг с другом последней коркой хлеба, а когда уже не доставало сил удержать голод, оставшиеся в живых защитники укрылись в Успенском соборе и взорвали себя вместе с осаждавшими захватчиками.

Можно без преувеличения сказать, что история без побед русского оружия - это еще и история русского товарищества тех, кто держал и держит это оружие в своих руках.

Держал на легендарном поле Бородинском, сокрушая Наполеоновские орды. Держал на Шипке под водительством легендарного Скобелева. Под Севастополем, сражаясь с турецкими ордами. На палубе "Варяга", ушедше­го в морскую пучине, но не сдавшегося врагу. И наконец, в годы Великой отечественной войны 1941-45 г.г.

Традиции, заложенные многовековой историей России, в годы Великой Отечественной войны получили новой развитие. Каждый час, каждый день той страшной войны давал сотни, тысячи примеров истинной солдатской дружбы.

Застава старшего лейтенанта Лопатина продержалась 10 дней, Брест­ская крепость - более месяца. Все это - легендарные примеры солдатско­го подвига. Не будь их, не остановить бы немецкого фашизма. И А.Матро­сов, и Н.Гастелло, и Ю.Смирнов, и Н.Кузнецов знали, что за ними стоят их боевые товарищи, Родина, во имя которой они отдали свою жизнь, спа­сая жизни боевых друзей. Такими примерами изобилует история каждой части.

(Привести примеры из истории соединения, части).

Дружба фронтовиков - святая дружба. Вспомним Александра Трифоно­вича Твардовского:

Свет пройти - нигде не сыщешь,

Не случалось видеть мне

Дружбы той святей и чище,

Что бывает на войне.

Но не только на войне. В обычных пограничных буднях друга, как в песне поется , случись что, прикроет друг.

Дружба, чувство коллективизма - вот что сроднило русских воинов. От седых времен старины до наших дней.

Известный писатель Александр Крон в романе "Дом и корабль" вот как сказал об этом устами командира подводной лодки: "Нет ничего выше и могущественнее, чем человеческий коллектив, и нет ничего грустнее, чем человеческое стадо. Коллектив умнее и нравственнее отдельного че­ловека, стадо глупее и подлее. У коллектива есть прошлое и будущее, у стада - только настоящее. В коллективе даже умерший человек продолжает жить, стадо способно затоптать живого. Стадо может притворится коллек­тивом, но не на долго, в нем нет взаимного притяжения частиц, оно как бочка, стянутое обручами. Если сцепления нет, а есть только обручи - привычка в подчинении, страх перед трибуналом, вызубренные, но не ставшие плотью и кровью истины, в критический момент стадо покажет се­бя стадом."

Будем помнить эти и другие мудрые слова. Будем крепить дружбу и войсковое товарищество, ведь именно на этих качествах формируется культура общения военнослужащих. Далее руководителю занятия необходи­мо довести требования Уставов ВС к порядку взаимоотношений между воен­нослужащими. На конкретных примерах показать значение культуры общения в воинском коллективе акцентируя внимание слушателей на пагубность вредных привычек в общении - сквернословие, грубости, фамильярности и т.п.

В качестве вывода по теме целесообразно еще раз подчеркнуть, что сформированные многими поколениями пограничников правила поведения лю­дей в воинских коллективах, устоявшиеся нормы морали и нравственного сознания должны соблюдаться каждым военнослужащим.

Этикет неразрывно связан с культурой общения, умением наладить должные взаимоотношения с людьми.

Для того чтобы изучить требования современного этикета, нужно представлять себе его структуру. В учебниках можно встретить понятия «речевой» и «неречевой» этикет. Действительно, о человеке часто судят по тому, как он говорит. А ведь речь может быть и устной, и письменной. Существуют свои требования к докладу начальника и выступлению на собрании, публичной лекции или разговору с друзьями. Не менее важно правильно подготовить служебную записку, рапорт, составить отчет, написать личное письмо. Здесь также есть свои особенности. Все они входят в понятие «речевой этикет». Он, в свою очередь, определяет одну из сторон культуры общения. Громкость голоса, тональность, подбор лексики в той или иной ситуации ярко демонстрируют уровень культуры общения.

Очень важную роль, особенно для военнослужащего, играет и неречевой этикет. Правильные и красивые движения, жесты, мимика, даже взгляды - все это также входит в культуру общения военнослужащего. В отношении воинского приветствия Строевой устав формулирует требования неречевого этикета следующим образом: «Воинское приветствие выполняется четко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения». Устав предписывает военнослужащему, как действовать при выполнении воинского приветствия в различных ситуациях.

Другими составляющими этикета являются вежливость, такт, скромность, воспитанность. Вежливость - это, по сути, основа этикета, представляющая собой соблюдение основных правил приличия. Такт (или тактичность) - это умение выбрать манеру поведения, в наибольшей степени подходящую к данной ситуации. Скромность -- стиль вежливого поведения, при котором человек не стремится привлекать внимание к своей личности. Под воспитанностью понимают наличие устойчивых навыков тактичного поведения. Все это вместе взятое и определяет культуру общения военнослужащего.

Современное общество выработало ряд требований к этикету, которые делают его необходимым для любого культурного человека. Это гуманизм, общедоступность, систематичность, целесообразность, гармоничность, а также единство нравственного, эстетического и правового. Другими словами, соблюдение этикета должно обеспечивать реализацию таких понятий, как красота, полезность, удобство, поддержание достоинства человека, сохранение свободы и естественности.

Этикет важен во всех областях человеческого общения. Для военнослужащего он имеет особое значение в ходе служебной деятельности, в общественных местах и семье.

Важным элементом культуры личности является культура речи военнослужащего. Совершенно недопустимо, чтобы армейский коллектив превращался в своего рода «школу злословия».

Для мужчины использование брани, в большинстве случаев, выражает стремление «быть своим» в определенной среде, найти общий, но, увы, некультурный язык, зачастую это способ придать «плавность» речи при затруднении в подборе «нормальной» лексики, нередко за этим кроется желание выглядеть «мужественным» и «самостоятельным», иногда это способ унизить другого человека путем грубого оскорбления. Но во всех случаях это прежде всего яркая демонстрация ограниченности, неразвитости, некультурности, хамства того, кто прибегает к непечатным выражениям.

Часто нарушение требований этикета бывает связано с курением. Общее правило здесь таково: курение не должно вызывать даже скрытого раздражения сослуживцев. Это значит: не курить в служебных помещениях, на ходу (особенно недопустимо курение рядом с некурящей женщиной), выбирать для курения только те места, где курение разрешено. При курении нужно следить за своим поведением. Постоянное сплевывание, а тем более - на пол, под ноги отнюдь не украшает мужчину, особенно в военной форме. В Уставе внутренней службы Вооруженных сил РФ говорится (ст. 17), что военнослужащий «должен... воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя)».

Достойно нужно вести себя и в ходе учебных занятий, и на служебных совещаниях. Беседа с соседом, небрежная поза, чтение посторонних материалов - свидетельство невысокой личной культуры военнослужащего. Тем более невежливым по отношению к руководителю занятий и к окружающим будет что-то жевать, обстригать (не говоря уж обкусывать) ногти, причесываться. Нехорошо опаздывать к началу мероприятия и недопустимо демонстративно покидать его, не дождавшись конца.

Еще одна важная составляющая этикета - забота о своей внешности. Элегантный внешний вид - свидетельство уважения человеком самого себя и окружающих. И напротив, неряшливость в одежде, прическе и т.д. - показатель отсутствия не только нравственных, но, как правило, и деловых качеств. Хотя и провожают по уму, но встречают все-таки по одежке. Помимо всего, умный человек всегда следит за своей внешностью. Стремление некоторых военнослужащих «улучшить» отдельные элементы военной формы отнюдь не придает им дополнительного «шика», а лишь делает смешными в глазах окружающих. «Красота одежды военной состоит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением», - говорил видный русский военачальник Г.А. Потемкин.

Следует помнить, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту всегда на виду. И за тем, насколько аккуратно отглажена его одежда, вычищена обувь, пострижены волосы, пристально следят не только его командиры, но и военнослужащие по призыву. С другой стороны, этикет требует приводить себя в порядок, не привлекая особого внимания окружающих, то есть в специально отведенных для этого местах: в гардеробе, туалетной комнате и так далее, а не в учебном классе или за обеденным столом. Если военнослужащий заметил какой-нибудь недостаток в одежде у своего товарища, то никогда не следует выставлять его на всеобщее обозрение и тем более осмеяние, а замечание нужно делать тихо и незаметно для окружающих.

На ходу неприлично ни курить, ни есть. Бутылки из-под напитков, бумагу от мороженого и тому подобное следует бросать в урну. Если ее не оказалось поблизости, лучше взять мусор с собой и дождаться, пока урна не попадется на глаза.

Очень важно соблюдать требования этикета при знакомстве. Для того чтобы познакомиться, нужно представиться, четко и внятно назвать себя. Лучше, если вас представит кто-то другой, но это не всегда возможно. Как правило, первыми представляются младшие по возрасту и званию. А вот руку при знакомстве первым должен протянуть старший (или женщина). Когда представляют мужчину, он обязан встать. Женщине это делать не обязательно (если ее не представляют другой женщине, старшей по возрасту).

Одним из главных показателей воспитанности человека на улице является соблюдение им правил дорожного движения. Военнослужащий должен выступать здесь безусловным примером. Недопустимо проявлять нетерпение и переходить перекресток, не дождавшись зеленого света светофора, даже если вам кажется, что машин поблизости нет. Если по тротуару кто-то движется вам навстречу, помните, что дорогу принято уступать, делая шаг в правую сторону.

Идя к назначенному сроку, планируйте свое время так, чтобы вам не пришлось торопиться. Если вам все-таки нужно кого-то обогнать, недопустимо грубо толкаться. Особое внимание необходимо проявлять к женщинам, детям и пожилым людям. Помочь перейти улицу пожилому человеку, поднести сумку женщине, удержать ребенка от необдуманного поступка на улице - все это элементы естественного поведения воспитанного человека.

Заботясь о защите чести и достоинства граждан, как того требует устав, военнослужащие должны проявлять решительность в сочетании с разумной осторожностью. Защитить слабого в критической ситуации от хулигана - нормальный шаг военнослужащего. Вмешательство же в ссору нетрезвой компании не всегда оправданно. Не стоит провоцировать скандал, который может привести к драке, даже если вы мастер спорта по силовым единоборствам.

Военнослужащий, служба которого проходит в городе, имеет много контактов с другими людьми на улице, в городском транспорте, в магазинах и других общественных местах. При быстром темпе городской жизни, спешке в часы пик, многолюдности на улицах ему необходимо разумное и оптимальное поведение в самых разнообразных уличных ситуациях.

Находясь на улице, необходимо при движении придерживаться правой стороны. Не следует чрезмерно размахивать руками. Обгоняя прохожих или встречаясь с ними, надо быть особенно предупредительным, чтобы не задеть кого-либо своей одеждой, портфелем. Умение правильно передвигаться в многолюдных местах свидетельствует о вежливости и бытовой ловкости.

Согласно этикету мужчина должен идти слева от женщины, начальника или пожилого мужчины, так как место справа считается почетным, когда идут по улице двое. Если же идут трое мужчин, то почетным местом является место посередине. Если мужчина идет с двумя женщинами, он должен занимать место между ними, чтобы оказывать внимание обеим. Двое мужчин представляют женщине место посередине, она может держать их под руку. Если женщина берет военнослужащего под руку, он должен быть от нее справа, чтобы иметь возможность для воинского приветствия.

При самостоятельном движении по улице военнослужащему не рекомендуется носить хозяйственные сумки, яркие целлофановые пакеты, другие предметы, не соответствующие строгости мундира.

В театр и кино следует приходить заранее, чтобы иметь возможность не спеша снять верхнюю одежду, привести себя в порядок, при необходимости - осмотреть сам театр, найти свои места. Женщина в театре проходит к своему месту первой. Но сидеть она должна справа от мужчины.

До начала спектакля следует проходить к своему месту, повернувшись лицом к уже сидящим зрителям. Если проход узок, то сидящие мужчины, как правило, встают. Этикет строго запрещает непредусмотренное нарушение тишины в зрительном зале. Женщине-военнослужащей не следует злоупотреблять духами. Тишину и порядок необходимо соблюдать и в музейных залах.

Во время демонстрации кинофильмов в воинских частях нередки случаи вызова дежурными отдельных военнослужащих. Это отвлекает людей, сидящих в зрительном зале. Очевидно, что военнослужащий, предполагающий, что он может понадобиться во время демонстрации фильма, должен или не ходить в кино, или садиться поближе к выходу, дав знать дежурному, где он будет находиться.

Умение себя вести ярко проявляется на дискотеке. Важно и правильно одеться, и красиво двигаться, и действовать в соответствии с требованиями этикета.

Если вы пришли на танцы вместе со знакомой, то именно она должна весь вечер быть в центре вашего внимания. Приглашать другую женщину можно только тогда, когда партнершу уже пригласили. К незнакомой женщине невежливо обращаться с предложением «Потанцуем?». Для этого случая подойдут фразы типа: «Разрешите вас пригласить?» или «Прошу вас на танец». Если дама находится в сопровождении мужчины, нужно убедиться, что он не возражает.

Женщина имеет право отказать в танце, не объяснив причины. Воспитанный мужчина не обижается на отказ, а отходит и приглашает другую женщину.

Гостеприимство всегда было доброй российской традицией. Для того чтобы гости и хозяева получили удовлетворение от взаимного общения, следует соблюдать ряд правил этикета.

Невежливо отказываться от приглашения за несколько часов до мероприятия. Если же вы в силу каких-то исключительных обстоятельств не сможете прибыть, то необходимо обязательно позвонить или приехать к пригласившим, объяснить положение и извиниться за невозможность принять на этот день их приглашение.

Если на семейный праздник или торжество, устраиваемое в честь присвоения очередного воинского звания, назначения на вышестоящую должность, получения государственной награды и пр., военнослужащий приглашает сослуживцев в гости, то он обязательно подчеркивает, что присутствие всех весьма желательно и подробно объясняет, как к нему приехать.

Не принято ходить в гости без специального приглашения. «К обедне ходят по звону, а к обеду - по зову», - говорит русская пословица. Точность - вежливость не только королей, но и военнослужащих. Приходить в гости раньше намеченного срока - значит ставить хозяев в неловкое положение, так как они могут быть еще не готовы. Опаздывать, во всяком случае более чем на 10 минут, также не следует: вы можете заставить остальных ждать себя.

Со времен Петра I большое значение придавалось умению вести себя за столом. До сих пор сохранили свою актуальность требования уже упоминавшейся книги под названием «Юности честное зерцало». В ней, в частности, говорится: «Не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, если ешь. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукой и не пей, пока пищи не проглотил. Над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори. Около твоей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего».

(Реферат)

  • (Лабораторная работа)
  • Контрольная работа - Этикет и культура делового общения (Лабораторная работа)
  • (Реферат)
  • Реферат - Культура сервисной деятельности (Реферат)
  • Тучина С.П. Этика и культура общения (Документ)
  • Реферат - Стили общения (Реферат)
  • Реферат - Деловое общение (Реферат)
  • Презентация - Этикет в турции (Реферат)
  • Реферат - Культура деловой речи (Реферат)
  • Реферат - Культура делового общения (Реферат)
  • Реферат - Служебный этикет (Реферат)
  • n1.doc

    Воинский этикет и культура общения военнослужащих

    Культура общения людей основана на соблюдении определенных норм и правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении всей истории. Со времен позднего средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет является важной частью культуры общества, отражает дух отношений между людьми, своеобразное согласие их на совместное существование.

    Общество и армия предъявляют к поведению человека в военной форме особые требования. Поэтому знание определенных законов поведения является непременным условием успешного прохождения военнослужащими военной службы. При общении с другими людьми мало желания вести себя правильно, необходимо еще и твердо знать правила приличия, принятые в обществе и конкретном профессиональном кругу, уметь применять их на практике.


    • Сущность этикета

    • Из истории этикета

    • Служебный этикет

    • Культура общения военнослужащих

    • Культура поведения военнослужащего

    • Как вести себя в общественных местах

    • Поведение в гостях

    Сущность этикета

    Этикет представляет собой определенную систему правил поведения и является составной частью общей культуры человека. Он включает в себя прежде всего правила обхождения с окружающими, формы общения, приветствия, нормы поведения в общественных местах. Иначе говоря, этикет определяет, как нужно двигаться, разговаривать и как поступать в той или иной ситуации.

    Известно, что этикет определяет поведение человека в разных сферах общения, поэтому выделяют различные виды этикета. Общегражданский этикет представляет собой совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых людьми при общении друг с другом, дипломатический этикет включает правила поведения официальных лиц в ходе различных контактов - на переговорах, приемах, обедах и т.д. Воинский этикет - это совокупность правил поведения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах деятельности, межличностных отношений, а также (носящие ритуальный характер) формы обращений и приветствий. Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооруженных Сил.

    Нормы и правила воинского этикета очень многообразны. Они базируются на принципах морали и нравственности, положениях военной присяги и воинских уставов, воинских традициях и ритуалах.

    Воинский этикет включает в себя две группы правил: правила, регулирующие отношения между военнослужащими и правила, определяющие отношения военнослужащих с другими группами и слоями населения. В свою очередь, первую группу правил можно разделить на подгруппы: начальник - подчиненный; подчиненный - начальник; отношения военнослужащих, равных по званию, должности.

    Из истории этикета

    Поведение человека в военной форме, по сути, - та внешняя сторона, по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Пожилой прохожий, глядя на человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выводы. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и поведение представителей той армии, которой их так долго пугали...

    Стремление людей вести себя прилично уходит корнями в древнейшую историю человечества. Этикет, как установленный порядок поведения, манеры и формы обхождения в каком-либо обществе возник давно, а точнее со времен, когда сформировались известные нам человеческие цивилизации: Индия и Китай, Шумер и Аккад, Египет и Вавилон. Описания правил поведения в той или иной ситуации мы находим в самых первых письменных документах. Нравственно-этические нормы, существовавшие в древней Греции и Риме были описаны Демокритом и Платоном, Гомером и Гесиодом, Тита Ливием и Плутархом и др. Взаимоотношения в семье, между людьми описывались в комедиях Аристофана, Плавта и Теренция.

    И все же, временем возникновения этикета как системы (неписанного кодекса) определенных нравственно-этических правил и норм поведения, форм и манер обращения в обществе, следует, видимо, считать период позднего средневековья и эпохи Возрождения. Именно в XVI - XVII вв. при дворах монархов, герцогов, маркизов создается сложная система церемоний и обрядов, которая строго регламентировала всю дворцовую жизнь. Так на одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением правил поведения в зале и за столом. От французского названия карточек «etiquette» - этикетка и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран.

    На Руси известно большое количество литературных памятников, в которых зафиксированы требования к поведению. Так, в «Изборнике 1076 года» отражены основные моральные нормы, господствовавшие в XI в.

    В «Поучении Владимира Мономаха» содержатся правила, не потерявшие своего значения до наших дней: «...есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, а душу ввысь».

    В XVI в. на Руси появляется «Домострой», в котором предписывались нормы отношения человека к Богу, к государству и к окружающим людям, в том числе близким.

    При Петре I была выпущена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней содержались требования к поведению в различных жизненных ситуациях. Петр I, стремясь обучить российскую аристократию правилам европейского этикета, не пошел по пути бездумного и слепого копирования, а требовал применения европейских этикетных норм с учетом российской действительности.

    С древних времен воины, защитники Родины, выступали своеобразным эталоном мужественности и воспитанности. Недаром в языке прочно угнездились выражения «офицерская честь», «честь мундира», а также «воинская стать и выправка». Считается, что моральный долг военнослужащего – быть примером патриотизма, верности своему слову и товарищам, защищать и поддерживать слабых. Все это – следствие тщательно разработанного и до мелочей продуманного воинского этикета.


    Основные особенности

    Как и любая форма этики, воинский этикет базируется на известных, общечеловеческих идеалах морали. В основе поведения каждого индивида заложены нравственные нормы, предписывающие уважение к себе и окружающим, вежливость, толерантность и развитую внутреннюю культуру. Этикет подразумевает наличие неких устойчивых, выработанных в процессе взаимной жизнедеятельности, проверенных временем правил поведения и общения.

    Правила эти не являются чем-то статичным, единожды данным – они неизменно проверяют сами себя на соответствие современным реалиям и при необходимости варьируются.



    Характерные черты воинского этикета заключаются в их нормативности и обязательности к исполнению.

    Все нормы, основы поведения и служебные функции военнослужащих изначально четко и однозначно прописаны в соответствующих документах. В России это Военная присяга, принятие которой предшествует вступлению в ряды армии, и уставы разных видов Вооруженных сил. Также стоит отметить большую роль преемственности, традиций российской армии и флота. История возникновения некоторых норм, обычаев и элементов взаимоотношений уже почти забыта, утеряв со временем первоначальную актуальность, выполнение же этих норм является скорее номинативным, данью традициям и ядром корпоративной солидарности.


    Функции и структура

    Воинский этикет недаром славится своей строгостью, ведь от правильного и однозначного соблюдения норм зависит само существование армии. Функции его довольно обширны и затрагивают практически все стороны жизни военнослужащих и общества.

    • Военно-политическая или общегосударственная функция этикета является определяющей и состоит в формировании боеспособного и патриотичного личного состава, способного не только эффективно защищать свою Родину в бою, но и формировать образ армии в глазах международного сообщества.
    • Дисциплинарная функция ориентирована на формирование внутреннего нравственного ядра военнослужащего, на знание уставов и корпоративных норм.
    • Служебно-регулятивная функция определяет внутренние взаимоотношения, строит иерархическую лестницу, вводит нормативы общения и обращения.
    • Воспитательная роль этикета заключается в повышении внутренней культуры военнослужащих, прививании им фундаментальных норм этики, таких как долг, честь и доблесть.
    • Эстетическая роль состоит, с одной стороны, в прививании индивиду основ хорошего вкуса, с другой – в формировании положительно воспринимаемого образа военнослужащего.




    В структуре воинского этикета четко прослеживается деление на два основных элемента – систему воинских атрибутов и систему норм. Атрибуты определяют внешний вид военнослужащих, нормы же декларируют принципы взаимоотношений, коммуникации и личной ответственности.



    Атрибутика

    Внешний вид военнослужащих является заслуженным предметом зависти и гордости. Военный должен быть всегда чист и опрятен, аккуратен вплоть до педантичности, гладко выбрит, причесан и ухожен, иметь хорошую осанку и бравый шаг. Все эти, казалось бы, незначительные черты, из которых формируется цельный образ, являются следствием четкого и последовательного соблюдения норм и правил атрибутивного этикета.

    Однако знаковыми атрибутами военнослужащего, без которых затруднительно представить само несение службы, являются форма и личное оружие.


    Форма разных родов войск определяется приказом министра обороны РФ, в котором детально регламентируются нормы и правила обращения с одеждой. Форму следует содержать в чистом и опрятном виде, запрещено носить одежду неустановленного образца или совмещать военную одежду с гражданской.

    Не следует также носить не предписанные приказом отличительные знаки и знаки различия.

    Правила, касающиеся ношения одежды, распространяются как на действующих военнослужащих, так и на тех, кто уволен в запас с правом носить военную форму.


    Регламент, описывающий правила хранения и ношения оружия, еще строже, поскольку нарушение его норм представляет непосредственную опасность для жизни самого военнослужащего и окружающих его людей. Хранение оружия допускается лишь в специально отведенных, особо охраняемых местах . Выдается же оно лишь по необходимости и под личную ответственность, для чего выданное оружие закрепляется за каждым в индивидуальном порядке.



    Нормы речевого этикета

    Как известно, речь может быть двух типов – устной и письменной. Оба вида тщательнейшим образом контролируются и регламентируются. В современной российской армии, как и в любой государственной структуре, большое значение уделяется документации. Каждый солдат, а тем более офицер, должен уметь грамотно и четко составить рапорт, докладную или объяснительную записку, написать письмо или отчет.

    Все возможные формы письменной речи подчиняются установленным образцам, принятым на основании особых приказов.


    Устная речь в основном ориентирована на культуру отдачи и принятия приказов, формализованные и парадные приветствия. В речи прописывается почтение младших к старшим по званию, те же в свою очередь должны обращаться к военнослужащим, младшим по званию, с уважением, но без фамильярностей.

    Приказ следует отдавать в краткой и емкой форме, не допускающей двусмысленных и неверных трактовок, принявший же приказ отвечает кратко: «Есть!», «Так точно» или «Никак нет!».


    Уникальной формой вербального этикета военнослужащих выступает такой феномен, как воинское приветствие. Оно традиционно отдается старшему по званию. При этом следует прижать левую руку к туловищу, а правую поднести к фуражке. При отсутствии же фуражки достаточно просто повернуть голову в сторону старшего по званию. Впрочем, устав детально и четко прописывает все возможные конфигурации – стоя, в движении, в фуражке и без нее, вплоть до ситуаций, когда у приветствующего заняты руки.


    Правила поведения в общественных местах

    Военнослужащие должны следовать строгому этикету не только среди своих, но и в общественных местах, и в быту. Поведение человека в форме ни в один момент жизни не является его личным, индивидуальным делом, поскольку он является лицом армии или флота и обязан поддерживать положительный моральный, нравственный и эстетический образ военнослужащего.

    Нравственная культура и этика поведения военнослужащих

    Известно, что культурным человек не рождается - он им становится. Для этого важно не только освоить всю совокупность знаний о культуре поведения, но и выработать навыки и умения нравственного поведения в различных сферах жизнедеятельности общества.

    Понятие нравственной культуры в контексте истории

    Нравственная культура является важной составной частью обшей культуры личности и наиболее ярко проявляется в межличностном общении, в реальном поведении и образе жизни. Структура, содержание и особенности нравственной культуры личности (отдельного человека) органично связаны с нравственной культурой общества и несут в себе серодовые черты.

    Нравственная культура общества - это определенный уровень освоения людьми принципов морали, основных норм нравственного поведения и правил этикета и их практическое воплощение во взаимоотношениях между людьми во всех сферах их жизнедеятельности.

    Нравственная культура личности - это уровень индивидуального нравственного сознания и этических знаний, чувств и эмоций, воли и жизненного опыта, которые проявляются в конкретных видах деятельности и реальных поступках.

    В отличие от других видов культуры (политической, правовой, эстетической) нравственная культура личности имеет свои содержание и особенности (см. схему).

    Во-первых, она носит «всепроникающий характер», пронизывая своим содержанием все сферы жизнедеятельности человека. Причем практически ни в одной сфере деятельности нет людей, «свободных» от ее воздействия и проявления. Даже оставаясь наедине с собой, человек мыслит и действует в соответствии с уровнем его нравственной культуры.

    Во-вторых, нравственная культура человека органически связана с его свободой. Человек наделен сознанием, чувствами, волей и поэтому он способен самостоятельно принимать решения, учитывая существующую систему права (Конституции РФ, требований присяги и воинских уставов, приказов командиров и сложившейся в обществе и коллективах системы ценностей) и свой личный опыт высоконравственного поведения. Свобода есть не что иное, как осознанная необходимость и способность принимать ответственные решения с учетом объективных условий и конкретной ситуации. В этом состоит глубокий нравственный смысл деятельности военнослужащих, когда они, преодолевая себя, выходят за рамки обреченности и фатализма.

    В-третьих, нравственная культура человека во многом зависит от уровня его мировоззрения, от воспитания чувства личной ответственности. Данную связь и зависимость ярко и убедительно показал французский писатель и философ Антуан де Сент Экзюпери. «Величие человека, - писал он, - в сознании ответственности. Он в ответе за самого себя, за дело, доверенное ему, за товарищей, которые надеются на него. Их горе или радость у него в руках. Он в ответе за все новое, что создается у живых, он должен участвовать в созидании. Он в ответе за судьбы человечества - ведь они зависят и от его труда. Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она и существует не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир».

    В-четвертых, что касается личности военнослужащего, то здесь нравственная культура имеет внематериальные источники самооценки и удовлетворения результатами собственного участия воинской деятельности. Будучи общественно-полезной и необходимой, эта деятельность предполагает не только социально-политическую ответственность за защиту Отечества, но и нуждается в достаточно высоком уровне самооценки в сознании субъектов деятельности, то есть солдат и сержантов Вооруженных Сил РФ.

    При этом необходимо отметить непосредственные источники нравственного самоудовлетворения, когда воин проникается глубокой верой в необходимость, справедливость и гуманность зашиты своей Родины. Данная группа источников занимает особое место, поскольку связана непосредственно с мировоззренческими компонентами личности и оказывает влияние на всю систему межличностных отношений в воинских коллективах. Это обусловлено тем, что воинская деятельность не реализуется в традиционных предметных формах производительного труда, а носит духовную, нравственную окраску. Это та сила, которая побуждала воинов идти на смертельный риск, со связкой гранат бросаться под вражеский танк и таранить самолет противника, грудью закрывать вражеский дот, тем самым обеспечивая победу.

    В органической (тесной) связи с первой группой находится вторая группа источников нравственного самоудовлетворения, проявляющаяся в конечных результатах воинского труда - гарантированном обеспечении национальной безопасности страны, создании необходимых условий для мирной и счастливой жизни своего народа. А это обязывает каждого человека бережно относиться к тому, что было создано трудом прошлых поколений, сохранить, защищать и передать это наследие в надежные руки новых поколений. Уместно в этой связи вспомнить слова В. М. Шукшина «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни. Будь человеком».

    В самом общем плане в нравственной культуре личности воина можно выделить три компонента нравственно-этические знания; чувства, эмоции; поведение и поступки. В диалектическом соотношении и взаимодействии данных компонентов находит свое выражение сущность нравственной культуры человека. Обладая реальной социальной свободой и активностью, человек обязан нести личную ответственность за свою профессиональную деятельность, поскольку целеполагание, принятие решения, планирование личного поведения и сам поступок -это основные звенья нравственной деятельности, которые зависят конкретно от каждого человека. Превращение общественно выработанного сознания в личное убеждение, в осознанный мотив и привычную норму поведения и есть суть нравственной культуры каждого человека. Даже внешний облик в конечном счете связан с внутренним миром личности, обусловлен им. Не случайно В.Г. Белинский отмечал, что «красота есть родная сестра истины и нравственности». Нравственное и эстетическое в поведении людей находятся в тесном единстве. Однако их нельзя отождествлять. Нравственное начало играет в жизни утилитарную роль, поскольку без соблюдения установленных моральных норм» сложившихся принципов морали, общество не могло бы существовать. В современной философско-этической литературе принято выделять следующие критерии и нормы нравственной культуры человека бескорыстие, доброжелательность, справедливость, совестливость, честность, вежливость, скромность, тактичность, дисциплинированность и сдержанность. Более подробно рассмотрим их во втором вопросе.

    Основные направления формирования культуры поведения военнослужащих

    Человек живет в определенной социальной среде. Он является членом семьи, представителем той или иной социальной группы и нации, членом определенного коллектива. Он имеет свое мировоззрение и может быть представителем одной из религиозных конфессий. Вся его жизнь проходит в тесном общении с другими людьми, в конкретном коллективе, в обществе. Поэтому отношение каждого человека к обществу, к коллективу, к другим людям, к своей деятельности, то есть к боевой учебе, службе, воинскому порядку и дисциплине можно выразить одним понятием - поведение.
    Поведение человека - это форма его самовыражения, которая непосредственно зависит от уровня его интеллекта, сознания и эмоционально-волевых качеств.

    Культура поведения человека - это соответствие его действий и поступков установившимся в данном обществе моральным принципам, нормам и правилам. Вместе с тем культура поведения представляет собой систему поступков, расширяющих рамки человеческого понимания, сочувствия, доверия, создающих в процессе межличностного и коллективного общения эмоциональный фон и вызывающих удовлетворение или неприятие определенных ценностей и действий.

    В современной этике, как науке о закономерностях происхождения морали, ее функционирования и развития, принято различать культуру поведения людей в узком и широком смысле.

    Культура поведения в широком смысле охватывает всю совокупность нравственных требований, которые стали для человека внутренними убеждениями и составной частью привычек и навыков. В узком смысле слова это практическое выполнение правил так называемой внешней культуры. При этом следует заметить, что такое деление носит относительный характер, так как внешняя культура поведения человека органично связана с его сознанием, чувствами, убеждениями и общим нравственным обликом.

    Каждый человек в той или иной мере имеет представление о культуре, морали и нравственности, как сложных социальных образованиях. Однако, уровень нравственных знаний многих людей не выходит за рамки здравого смысла, формирующегося повседневным житейским опытом. Это в результате позволяет противостоять типичным заблуждениям и предрассудкам и способствует принятию правильного решения в стандартных ситуациях. Вместе с тем здравый смысл не позволяет личности правильно поступать в сложных ситуациях. Для разрешения этого противоречия необходимы знания мировоззренческих наук, особенно этики и эстетики, как науки о прекрасном.

    Можно определить несколько направлений, по которым идет формирование нравственной культуры поведения военнослужащих.

    1. Одним из них является активное овладение военнослужащими системой нравственно-этических знаний. Усвоение общих основ этики помогает осознанию того, как необходимо вести себя в нетипичных нравственных ситуациях, а также повышает обыденное сознание до уровня теоретического осмысления происходящего в реальной жизни и вооружает каждого человека принципами и алгоритмами моральной деятельности. Моральное сознание помогает глубже проникнуть в сущность социального бытия, четче определить свое место в сложных и подчас противоречивых процессах межличностного общения, оценить свои возможности, а также степень личной ответственности, подняться до нравственной мудрости.

    Именно нравственная мудрость представляет собой готовность военнослужащих к нравственной деятельности и материализацию ее в различных сферах человеческого бытия, ибо воины и во время службы в Вооруженных Силах остаются гражданами Российской Федерации и несут всю полноту ответственности согласно Конституции РФ. Иными словами, нравственная мудрость как высшее выражение морального сознания и культуры поведения должна включать в себя способность и готовность воинов к переходу в определенных обстоятельствах от намерений к действиям, к конкретным поступкам в интересах воинского коллектива и общества в целом.

    2. Еще одним направлением формирования нравственной культуры личности военнослужащего является воспитание нравственных чувств. Именно оно непосредственно характеризует степень и глубину нравственной воспитанности человека. Жизнь со всей очевидностью показывает, что от воспитанности чувств во многом зависит способность человека к сопереживанию, к сочувствию другим людям, то есть те качества, которые так необходимы для создания благоприятной нравственной атмосферы, здорового морального климата и культурных взаимоотношений между людьми.

    Без подлинной культуры чувств нельзя рассчитывать на утверждение духа товарищества, взаимопомощи в воинских коллективах. К глубокому сожалению, приходится констатировать, что нам еще долго предстоит вести борьбу с такими проявлениями низкой культуры отдельных военнослужащих, как грубость и черствость, лицемерие и зазнайство, эгоизм и отсутствие сострадания. Одной из коренных причин существования этих качеств является неразвитость высоких нравственных чувств. Именно «нравственная глухота» является причиной конфликтов, а иногда и жизненных трагедий, ибо человек с грубыми нравственными чувствами создает вокруг себя грозовую атмосферу непонимания и несовместимости. В результате доброта и искренность одних воинов будет наталкиваться на эгоизм и замкнутость других.

    Воспитать высокие нравственные чувства в одночасье невозможно. Этим необходимо заниматься всю жизнь. Не случайно известный педагог В. А. Сухомлинский постоянно указывал на необходимость развивать внутренние силы личности, учить сопереживать. «Настоящий человек, -писал он, - немыслим без добрых чувств. Воспитание, по существу, начинается с формирования душевной чуткости - умения откликаться сердцем, мыслями, чувствами на все то, что происходит в окружающем мире. Душевная чуткость - это тот общий фон гармонического развития, на котором любое человеческое качество - ум, трудолюбие, талант - приобретает подлинный смысл, получает наиболее яркое звучание».

    3. Третьим важным направлением формирования нравственной культуры личности является воспитание в человеке навыков и умений нравственного поведения. Вся жизнь человека представляет собой непрерывный процесс накопления социального опыта, основу которого составляет культура нравственного поведения, ибо об уровне сознания человека и богатстве его нравственных чувств можно судить только на основании реальных поступков и отношения к другим людям.

    Культура моральных чувств проявляется в общении с другими как эмоциональная открытость, доброжелательность и участие, а культура морального сознания - как способность субъектов социальной практики к взаимопониманию и взаимоуважению. Анализ межличностных отношений военнослужащих показывает, что уважительное отношение выступает как внутренняя самодисциплина, позволяющая преодолеть негативные явления во взаимоотношениях и предотвратить возникновение конфликтной ситуации в коллективе.

    Навыки моральной самооценки и самодисциплины, как правило, выступают в качестве сдерживающего фактора и способны уберечь от необдуманных и опрометчивых поступков, которые могут оказаться разрушительными для взаимопонимания и установления эффективного общения военнослужащих.

    Воинская служба в Вооруженных Силах РФ, вопреки досужим измышлениям большинства средств массовой информации, была, есть и всегда останется школой, активно формирующей гражданственность и патриотизм, возвышенные нравственные качества. Повседневные трудности выполнения задач боевой выучки в ходе полевых учений, морских походов, полетов и ракетных стрельб закаляют психику воинов, воспитывают коллективизм, чувство локтя, готовность прийти на помощь в сложной жизненной ситуации.

    Культура поведения личности включает определенную гармонию нравственного и эстетического. Воспринимается и глубоко западает в душу то, что совершенно, красиво, искусно выполнено. Поэтому в формировании нравственной культуры личности чрезвычайно велика роль искусства.

    В художественном слове, в переливах красок, в выразительности камня, в гармонии звуков замечательные творцы произведений различных видов и жанров искусства выражают свои чувства и раздумья о нашем времени, о людях, событиях, настоящего и прошлого. Искусство в своем многообразии представляет именно ту часть духовной жизни и культуры общества, посредством которой осуществляется передача и распространение нравственного опыта, не только ныне живущих, но и давно ушедших из жизни поколений людей. Неоценимый вклад в развитие духовности и нравственности военнослужащих вносит работа по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, связанных с именами великих людей и историческими событиями. Искусство облегчает восприятие действительности не только с точки зрения категорий этики (добра, долга, чести, совести, достоинства и др.), но и в свете категорий эстетики (прекрасного, возвышенного, героического и т. д.).

    Говоря иными словами, в поведении военнослужащего его внутреннее содержание (духовное и нравственное) должно находить воплощение во внешней форме - в красоте и этике поведения. Культура поведения в обществе начинается с внимания человека к своему внешнему виду. Небрежно или неряшливо одетый человек демонстрирует тем самым свое пренебрежение к окружающим.

    Воспитанный человек перед посещением общественных мест всегда должен уделить необходимое внимание своей внешности. Это требование общей культуры особенно важно для военнослужащего. Чистая и отутюженная форма одежды, начищенная обувь должны являться внешним показателем духовной культуры военнослужащего. Он должен быть хорошо подстрижен, чисто выбрит и причесан. Приводить себя в порядок необходимо только в соответствующем помещении, но ни в коем случае не в фойе, зрительном зале или за столом.

    Находясь в общественном месте, все обнаруженные недостатки в своем внешнем виде надо устранить как можно быстрее и незаметнее для окружающих. Не следует громко делать замечания другим, это всегда будет воспринято как бестактность и невоспитанность.

    Наконец, необходимо четко понимать и помнить о том, что составляет основу воинского этикета доброжелательность, вежливость, тактичность, скромность, искренность, целесообразность, систематичность, комплексность и гармоничность. Своеобразный алгоритм понимания гармоничности развития личности дал классик русской литературы А. П. Чехов «В человеке должно быть все прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Часто я вижу прекрасное лицо и такую одежду, что кружится голова от восторга, но душа и мысли - боже мой! В прекрасной оболочке прячется иногда душа такая черная, что не затрешь ее никакими белилами».

    Гармония внутренней и внешней нравственной культуры личности, внутреннего и внешнего облика воина наиболее полно проявляется в личностных качествах военнослужащих, необходимых для решения сложных и ответственных задач Вооруженных Сил РФ по обеспечению мирного и созидательного труда россиян и сохранения национальной безопасности своего Отечества.

    Таким образом, подлинная нравственная культура людей, воинов Вооруженных Сил РФ базируется на прочном фундаменте этических знаний, достигается путем усвоения всей человеческой культуры и проявляется в способности видеть в другом человеке его достоинства и быть милосердным к себе подобным.

    Во вступительном слове руководителю занятия целесообразно подчерк-путь, что нравственная культура носит конкретно-исторический характер. Ее отдельные компоненты возникают вместе с оформлением человеческого общества и являются его постоянным спутником. Трансформируясь и развиваясь, они закрепляются в виде определенных правил и требований у различных народов, наций, религиозных конфессий и государственных систем. Нравственная культура общества по отношению к отдельному воину выступает объективным фактором, то есть он застает ее при рождении в готовом виде. Этот фактор необходимо не только знать, но и учитывать во всех сферах жизнедеятельности.

    При раскрытии содержания первого вопроса необходимо более пристальное внимание обратить на особенности и специфику нравственной культуры общества и воинского коллектива. Аргументированно показать, что нравственная культура военнослужащего есть частное проявление (выражение) общего, то есть культуры и нравственных отношений общества.

    При рассмотрении второго вопроса важно полнее раскрыть основные направления формирования культуры поведения военнослужащих, показать особенности этой работы в данном воинском коллективе, при этом отметить успехи и недостатки.

    В заключение следует сделать выводы, подвести итоги, дать рекомендации по подготовке к контрольному занятию и использованию литературы.

    1. Буранов С, Стрельников В. Солдаты России культура поведения, честь и достоинство Ориентир. - 2004. - № 8, с. 57-61.

    2. Гайгеров М. Умеете ли вы общаться Ориентир. - 1995. - № 3, с. 51-54.

    3. Мишанов С. Нормы воинского этикета и культура общения военнослужащих Ориентир. - 1996. - № 9, с. 51-53.

    4. Понкратов В. Этикет и его роль в создании доверительных отношений Маленькие секреты большого успеха. М2004.

    5. Фирсенков В. Нравственная культура военнослужащих Ориентир. - 2002. -№ 2, с. 46-49.

    доктор философских наук, профессор,Полковник
    Анатолий Брычков