Главным героем поэмы является мцыри. «Мцыри»: главные герои произведения М
Поэма "Мцыри" не зря вошла в ряд программных произведений М.Ю. Лермонтова. Она воплотила в себе все принципы романтизма поэта. Поэма "Мцыри", краткое содержание которой мы рассмотрим, стала квинтэссенцией борьбы, гордости и одиночества.
Своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова
Творчество Михаила Юрьевича традиционно разделяют на два периода. Первый начинается с 1828 года, продолжается до 1834 года и считается юношеским. Второй, зрелый, период длится с 1835-го по 1841 год. Лермонтов романтик по натуре, его герой всегда противопоставлен окружающему миру, он необычен, с ярко выраженной индивидуальностью. Тема одиночества становится ведущей для поэта. Любовь в стихотворениях всегда несчастна, а друзья не могут проникнуть в сердце лирического героя и понять его.
Впервые в русской литературе Лермонтов прибегнул к использованию символов в своей поэзии. Основой лирического образа становится сравнение чувств героя с явлениями природы. Главные мотивы творчества поэта - воля и свобода, забвение и память, мщение, обман, странствие, изгнание. Давайте рассмотрим краткое содержание «Мцыри» Лермонтова - произведения, в котором присутствуют все эти составляющие. Автор сумел в поэме раскрыть сущность своего творчества и описать типичного лирического героя.
История создания
В 1830 году, во время учебы в пансионе, у М.Ю. Лермонтова возникает замысел написать произведение о монахе, обреченном на томление в монастыре. Тогда же появляются первые наброски поэмы «Исповедь». Именно она станет прототипом «Мцыри», краткое содержание которой мы рассмотрим ниже.
Во время своей службы и одновременно ссылки на Кавказе Михаил Юрьевич проезжает мимо старинного монастыря в Мцхете, который был выстроен над слиянием двух рек: Куры и Арагвы. Именно с описания этого места берет начало поэма «Мцыри». Краткое содержание произведения не может обойти стороной столь значимый момент повествования.
Главный герой
Главный герой поэмы - Мцыри, пленный чеченец, которого отдали в монастырь еще мальчиком. Он свободолюбив и видит смысл жизни в борьбе. Именно борьба за возможность вернуться на родину стала для него основным жизненным стремлением. И монастырь не смирил нрав Мцыри, более того, годы в неволе еще больше распалили стремление к свободе. Юношу гложет одно желание - познать мир, существующий за стенами его тюрьмы: «Я мало жил, и жил в плену./ Таких две жизни за одну,/ Но только полную тревог,/ Я променял бы, если б мог». Именно с этого момента можно было бы начать описывать краткое содержание «Мцыри». Лермонтов с присущим ему мастерством изобразил метущуюся одинокую и свободную душу, которая смело готова броситься навстречу опасностям.
«Мцыри». Краткое содержание
Повествование начинается с описания дней минувших, когда монастырь на месте слияния двух рек был еще обитаем.
Оказавшись в монастыре, главный герой дичился окружающих и тосковал по родине, но постепенно привык к новой жизни, выучил язык и был уже готов стать монахом. Но накануне принятия обета пропал. Его искали три дня и нашли изможденным в степи. Сил в нем почти не осталось и он постепенно начал увядать. На пороге смерти молчавший до этого юноша решает исповедаться и рассказать, что же с ним случилось за эти дни.
Невероятной печалью и трагизмом пронизана вся поэма «Мцыри». Краткое содержание по главам раскрывает стремление и желание человека обрести свободу, которую жестокий мир отнял. Юноша попытался вернуть себе волю и родину, поэтому бежал из монастыря. Оказавшись в неведомом доселе мире, он увидел поля, холмы, скалы, реки и седой Кавказ. И юноше вспомнилась его родина - аул, неудержимые несущиеся табуны, колыбельная над его постелью.
Мцыри застегает буря, но вызывает лишь радость в сердце. Затем его ждала встреча с молодой грузинкой, спустившейся к реке за водой. Ее образ преследовал юношу даже во сне. Но память о клятве вернуться на родину заставляла его двигаться дальше. Не зная дороги, юноша быстро сбился с пути. Это привело его в отчаяние, в попытках найти дорогу он залез на дерево и тут увидел барса. Грозный зверь напал, но герою удалось победить его.
Из последних сил юноша продолжил путь. И вот он выбрался из леса, но тут услышал гул, который означал близость монастыря. Мцыри вернулся обратно. Он лишился сил и лежал в забытьи. Здесь его и нашли монахи.
Недолго осталось жить Мцыри. Краткое содержание поэмы подходит к концу. Юноша прощается с жизнью и просит перенести свое тело в сад, где можно увидеть горы Кавказа.
Вывод
Поэма «Мцыри» наделена всеми чертами романтизма. Ее герой стал воплощением идеального борца, человека, который готов даже умереть ради своей цели. Несомненно, для Лермонтова Мцыри - воплощение свободы, жизненной стойкости и стремления к воле, несмотря ни на что.
Меню статьи:
Михаил Лермонтов – известный путешественник по Кавказу. Писатель прожил короткую жизнь и опубликовал лишь один сборник – под названием «Стихотворения М. Лермонтова». Здесь же появилась и поэма «Мцыри», написанная в 1839 году. Главные герои «Мцыри» раскрывают суть романтической поэмы и передают атмосферу классической русской (именно русской, а не российской) поэзии.
«Мцыри»: несколько штрихов к общей картине
Нельзя давать характеристику героев поэмы «Мцыри», не обратившись перед этим к сюжету произведения. Основу произведения составляет повествование о горце – юном ребенке, который попал в плен к генералу русской армии.
Для самых умных наших читателей предлагаем ознакомиться с в повести М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”
Генерал решил увезти мальчика с родины. Однако ребенок заболевает, и лечившие юношу монахи оставляют горца в монастыре. Мальчик – Мцыри – воспринимает жизнь в темной монашеской келье как заключение. Ребенок оказывается вдали от родины и от света Солнца, который он так любил.
Мальчик в чем-то похож на птенца кукушки: он тоже подкидыш, попавший в чужое гнездо. Впрочем, со временем врачуются не только физические, но и душевные раны Мцыри. Мальчик постепенно привыкает к чужим традициям, принимает инородные обычаи и становится «своим», приживается к новому обществу, адаптируется к этой культуре.
Дальше мы видим, как юноша взрослеет. И вот Мцыри уже не мальчик, а юный молодой человек семнадцати лет. Что-то в душе юноши ломается, переворачивается и Мцыри решает бежать из обители. Бунтарский дух – черта, которой автор наградил героя, словно отняв ее от себя. Мцыри бежит – в неведомую даль, в неизвестность. Побег и свобода возвращают юноше некогда отнятое чувство – детские воспоминания. Память снова оживает в голове и в сердце Мцыри: юноша вспоминает родную культуру и язык, родных сестер и братьев, место, где он жил мальчиком.
Мы рады что вы у нас, поэтому предлагаем ознакомиться с из цикла “Герой нашего времени”
Три дня, проведенные на воле, кажутся Мцыри вечностью. За этот короткий срок юноша успевает вспомнить детство, увидеть природу Кавказа, узреть красоту кавказской женщины, набирающей воду около источника. Также Мцыри переживает сражения с барсом. Дальше читатель не знает, что происходит с юношей, но вскоре монахи находят его – недалеко от монастыря и без сознания.
В келье Мцыри приходит в сознание. Тело юноши истощено, и он совсем не ест. Братья в обители пытаются расспросить юношу о случившемся, но Мцыри молчит.
Горец осознает: попытка побега провалилась, а значит, он больше не увидит свободу, не почувствует дуновение ветра в степи. Юноша выбирает смерть и отказывается от еды, чтобы умереть быстрее.
Мцыри ощущает близость с иеромонахом, от которого юноша принял крещение. Лишь ему горец рассказывает о пережитом.
Ключевые персонажи поэмы «Мцыри»
Безусловно, основной герой поэмы Михаила Лермонтова «Мцыри» – это юный горец, именем которого и названо произведение русского писателя. Сперва обратимся к характеристике этого юноши.
Мцыри
Имя этого персонажа намекает читателю на то, что произойдет с героем дальше: с грузинского языка слово «мцыри» переводится, как «монах», «отшельник», «чужестранец», «чужой». Жизнь главного героя поэмы проходит между намеченными векторами.
Повествование начинается событием: юный мальчик, заболевший в дороге, оставляется на попечение монахов русским генералом. Теперь жизнь мальчика проходит здесь, в монашеской обители, вдали от родины. Читатель ничего не узнает из текста поэмы о случившемся с семьей мальчика. Однако автор намекает, что Мцыри мог остаться сиротой, а его родственники погибли в войне с русскими.
Генерал взял мальчика как военный трофей, но юноша заболел – в тоске по родной земле и семье. Мцыри не ел, постепенно слабел, силы оставляли мальчика, он умирал. Оставшись в обители монахов, Мцыри со временем привык к здешним порядкам и обычаям, а один из послушников даже привязался к мальчику. Горец выучил новый язык, адаптировался к жизни аскета, готовился стать монахом.
Читателю кажется, что эта история – одна из многих, а главные персонажи «Мцыри» просто воплощают известные события и сюжеты. Однако случается нечто неожиданное: в одну ночь, страшную, сверкающую молниями, монахи молятся, а Мцыри решается на побег. Юноше уже 17 лет, и он впервые ощутил свободу.
События повторяются: Мцыри проводит три дня в степи, а на третий день монахи находят юношу около обители. Послушник слаб и истощен, но, как в детстве, отказывается от еды, медленно умирая. Говорить о произошедшем Мцыри не хочет.
Накануне кончины к Мцыри приходит воспитавший мальчика монах. Пожилой аскет надеется, что юноша одумается и исповедается, чтобы умереть с легкой душой.
Но вопреки ожиданиям монаха, исповедь Мцыри полнится отнюдь не покаянием, но страстью. В последних словах юноши проявляются настоящие черты характера горца.
Старый монах
Это аскет, проживающий в обители, куда привозит Мцыри русский генерал. Монах проникается к мальчику искренними, родственными чувствами, ухаживая за Мцыри во время болезни. В конце, старых монах – единственный, кому Мцыри рассказывает о пережитом на свободе.
Старик воплощает образ слушателя, покорного, молчаливого. В монахе больше не бушует страсть, он усмирил ее. Читатель чувствует контраст между образом монаха и образом Мцыри.
Девушка-грузинка
Во время побега Мцыри встречает в степи, у источника, девушку, набирающую воду в кувшин. Красота грузинки очаровывает юношу. Этот образ является воплощением романтики, страсти и любви, недоступных юноше в монашеской жизни.
Барс
Также в три дня, проведенные на воле, Мцыри сражается с барсом. Гордое и сильное животное – олицетворение дикости жизни, преград, сложностей, из которых юноша выходит победителем.
Характеристика ключевых героев поэмы «Мцыри», между тем, не дает читателю полного представления о фигуре Мцыри, которого автор наделил многими личными чертами. Поэтому необходимо также обратиться к «точке невозврата» главного героя – к побегу.
Побег
Мцыри признается, что жизнь в монастыре не казалась ему настоящей жизнью. В душе юноши – вихрь страсти и буйство красок, желание ощутить остроту жизни, с ее опасностями и неожиданностями. Поэтому Мцыри совершает побег.
На воле юноша проводит всего три дня, однако этого оказывается достаточно, чтобы ощутить тот самый вкус жизни, которого мальчик так жаждал. Когда монахи снова спасают юношу от гибели, Мцыри задает лишь один вопрос: «Зачем?». В этом вопросе выражается вся сущность, истинная природа юноши: горец не способен предпочесть неволю монастырской обители смерти. Смерть оказывается освобождением.
Детство Мцыри не было привычным, ведь он не помнил матери, сестер и братьев. Лишь пребывая в степи, мальчик вспомнил лица родных. Судьба у мальчика – монашеская, а душа – детская, буйная, свободолюбивая. Мальчик жил мечтами снова увидеть родные края, вернуть себе – в воспоминаниях – то, что отняли у него в детстве.
Это объяснение причин, толкнувших Мцыри на побег. Решение мальчика – рискованное и опасное, ведь юноша осознает: за стенами обители он никому не нужен. Читатель замечает, что в степи, на воле Мцыри – не монах и не послушник, но романтик, настоящий горец. У юноши душа поэта.
Природа Кавказа с ее высокими горами, широкими степями, глубокими источниками и синим, ярким небом играет на контрасте с серостью жизни монаха, полной запретов и ограничений. Природа, деревья, трава становятся для Мцыри родственными «душами», ведь дают мальчику ощутить прикосновение к родной культуре, к потерянному детству. Мцыри постепенно вспоминает прошлое, аул, семью.
Романтизм как течение отводит природе ключевую роль: здесь читатель сталкивается не с ухоженными садами, но с заброшенными, дикими, буйными зарослями. Такая природа воплощает внутренний мир романтического героя, душа которого жаждет путешествий.
Михаил Лермонтов описывает Мцыри как персонажа действующего, а не созерцающего.
Испытания для главных героев «Мцыри»
Действующая роль персонажа предполагает, что герой борется с опасностями и препятствиями в жизни, преодолевая все барьеры. Итак, Мцыри в его коротком странствии ожидают три испытания.
Красота девушки
Первое испытание – это встреча Мцыри с грузинкой. Когда герой заглядывает в черные глаза девушки, то полностью забывается. Так читатель наблюдает, как в сердце Мцыри зажигается огонь первой, самой горячей любви, требующей немедленных действий. Девушка живет неподалеку, Мцыри узнает, где находится ее дом. Кажется, юноша мог бы войти в дом девушки и остаться с юной красавицей, однако стремление достичь родины – сильнее. Мцыри продолжает путь.
Сражение с барсом
На этот раз испытание героя – это встреча с дикостью природы, воплотившейся в устрашающем животном.
На первый взгляд, победа барса очевидна, ведь Мцыри – истощенный монашеской жизнью, аскезой, постами и непривычной дорогой хилый юноша. Но судьба распоряжается по-другому: Мцыри побеждает зверя.
Лес
Темнота и непролазная лесная чаща – последнее испытание на пути Мцыри. Юноша теряет путь в лесу: он заблудился. Продолжая дорогу, вдруг Мцыри осознает, что ходит кругами и не продвигается ни на шаг вперед. Отчаяние охватывает героя, и тот падает без сил. Последнее, что остается Мцыри, чтобы доказать право на свободу, – это смерть.
Мцыри – главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова , кавказский юноша, попавший в монастырь вопреки своей воле. С грузинского языка имя героя переводится как «послушник». Мцыри был пленен в возрасте шести лет. Русский генерал доверил его одному монаху в древнем городе Мцхета, так как мальчик в дороге занемог и ничего не ел. Монах его вылечил, окрестил и воспитал в истинно христианском духе. Но жизнь в монастыре для мальчика стала своеобразным пленом. Привыкший к свободе горский мальчик так и не смог смириться с таким образом жизни. Когда Мцыри вырос и должен был принять постриг, то неожиданно исчез. Он незаметно сбежал из крепости, чтобы найти свой родной край. Три дня отсутствовал юноша и его никак не могли найти. Затем его все-таки нашли местные жители Мцхета, полуживого и раненного.
Когда Мцыри вернули в монастырь, он отказывался от еды и сначала не хотел ничего рассказывать. Затем он всё же исповедался старцу, спасшему его когда-то в детстве. Он рассказал, как был счастлив за стенами монастыря, как встретил по пути молодую грузинку, как бесстрашно сражался с барсом и победил его. Несмотря на то, что юноша вырос вдали от дикой природы, в душе он всегда хотел жить как его горские предки. Он сожалел, что так и не нашел отчий край, не увидел хотя бы издалека родной аул. Все три дня он шел на восток от монастыря в надежде, что он на правильном пути, а оказалось, что ходил по кругу. Теперь он умирал как раб и сирота.
Более всего характер главного героя раскрывается в его исповеди. Он рассказывает про дни своего отсутствия не для того, чтобы исповедаться или раскаяться, и не для того, чтобы облегчить душу, а для того, чтобы еще раз пережить ощущение свободы. Для него было настолько естественно находиться среди дикой природы, также как жить и дышать. Когда он снова попадает в монастырь, его стремление жить пропадает. Он никого не винит, но причину своих страданий видит в долгих годах заточения. Находясь с детства в монастыре, он не только стал слабее, но и потерял присущее каждому горцу чутье находить путь домой. Перед смертью он просит похоронить его в саду, откуда виднеется Кавказ.
Молодой человек, с детства запертый в монастыре против собственной воли. Погибает вскоре после того, как ему удается сбежать.
История создания
Михаил Лермонтов работал над поэмой «Мцыри» в 1838-1839 годах. Первая публикация состоялась в 1840 году в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова» с некоторыми цензурными сокращениями. Поэма считается одним из последних образцов романтического жанра в русской литературе. Сюжет поэмы Лермонтов якобы позаимствовал из одной истории, которую слышал во время ссылки на Кавказ, куда поэта выслали в 1837 году.
Поэт путешествовал по старой Военно-Грузинской дороге, которая идет через Главный Кавказский хребет. Там, в городе Мцхета, Лермонтов разговорился с неким монахом, который поведал поэту историю собственной жизни. Монах этот происходил из семьи горцев и еще в детстве попал в плен. Генерал Алексей Ермолов вез ребенка с собой, но мальчик по дороге заболел, и генералу пришлось оставить его в монастыре на попечении братии.

Ребенок рос в монастыре, но не мог свыкнуться с новыми условиями и несколько раз пытался бежать назад в горы. После очередной попытки ребенок серьезно заболел и едва не погиб. Этот рассказ якобы настолько впечатлил Лермонтова, что тот создал по мотивам услышанной истории поэму. Действительно ли этот эпизод в жизни Лермонтова имел место, или он был выдуман ранними биографами, сейчас сказать трудно.
В поэме заметно и большое влияние фольклора грузин. К примеру, мотив битвы юноши с барсом или тигром распространен в народной грузинской поэзии. Название поэмы первоначально звучало как «Бэри», что в переводе с грузинского означало «монах». Позже автор заменил название на «Мцыри» - слово, которое означало одновременно и «послушник», и «чужеземец», что точнее отражало суть происходящего в поэме. Редактируя поэму позже, Лермонтов выкинул часть текста, вероятно, опасаясь цензуры. В этих строках Мцыри жалуется, что вместо родины Бог дал ему тюрьму.
Поэма «Мцыри»

Герой родился и рос на Кавказе в семье гордого горца. В воспоминаниях герой видит отца в образе воина, в боевой одежде и с ружьем. Шестилетним мальчиком героя взял в плен некий русский генерал и увез из родных краев. В дороге ребенок заболел, и генералу пришлось оставить мальчика в монастыре. Там ребенка удерживали насильно, и Мцыри против воли пришлось стать монахом.
Герой сохранил качества, присущие горцам, - страстную и горячую натуру, гордый характер и «могучий дух», который юноша унаследовал от предков. В детстве герой отказывался от монастырской пищи из гордости и согласен был умереть от голода. Даже ребенком герой был тверд духом, никогда не жаловался, не плакал и молча переносил болезни и трудности.

Перед смертью, исповедуясь, герой говорит, что его жизнь была полна «горьких мук». Герой вспоминает прошлое - отцовский дом и ущелье, где стоял аул, в котором жила семья Мцыри. Когда герой оказался в монастыре, один старый монах стал опекать больного мальчика из жалости. Выздоровев, герой, однако, не повеселел, а скрывался от людей, не играл и дичился.
Старый монах, который спас мальчика от смерти, надеялся, что со временем Мцыри отвыкнет от родных, забудет о прошлом и освоится в монастыре. Юноша действительно забыл лица близких и смутно помнил свое прошлое, притерпелся к монастырской жизни, начал понимать язык местных и был окрещен святым отцом, однако добром это не обернулось. Герой продолжал всю свою недолгую жизнь тосковать об утраченном и мечтать о свободе и воспринимал собственную жизнь в монастыре как пребывание в тюрьме.

Семья Мцыри продолжает жить где-то в горах Кавказа, и родители, вероятно, считают героя погибшим, ничего не зная о нынешнем положении Мцыри. Став взрослым юношей, герой дает себе слово, что непременно увидится с родными. Однажды герою подворачивается возможность сбежать из монастыря. Герой убегает ночью во время грозы, но проводит на свободе всего трое суток. За это время герой успевает встретиться с барсом, вступить в бой с ним и победить этого грозного хищника.
Во время этой короткой вылазки на волю Мцыри также встречает прекрасную молодую грузинку, за которой наблюдает издали. Девушка спускается к горной реке, чтобы набрать воды в кувшин. На грузинке бедная одежда и чадра, но голос девушки кажется Мцыри «сладко вольным». Герой видит и дом, где живет девушка, - саклю, которая «приросла к скале», и голубой дымок, который струится над плоской кровлей. Эти воспоминания умирающий из-за болезни герой считает самыми ценными в жизни.
До родных мест герой, однако, не добирается. Мцыри идет к горам, но сбивается с дороги в лесу, плутает и снова выходит к монастырю, из которого сбежал. В лесу герой заболевает, позже его, лежащего без сознания, находят монахи и относят обратно в монастырь. Парень полагает, что вскоре умрет из-за болезни, и печалится о том, что будет похоронен в чужой земле и так и не сможет увидеть родных.
Умирая, Мцыри упрекает старика-монаха, что тот прожил насыщенную жизнь в миру и ушел в монастырь лишь позже. Кроме того, старик уже слаб и сед, отвык от желаний, поэтому ему не понять юного Мцыри, который оказался в монастыре против собственной воли совсем еще ребенком и не видел жизни.
Жалость, которую монахи испытывают к Мцыри, кажется юноше позорной. При этом к старому монаху, который его выходил и опекал, герой относится с должным уважением и называет того «отцом». Сам старик тоже по-дружески относится к Мцыри и принимает у юноши исповедь, когда тот лежит при смерти.

Больше всего герой стремится обрести утраченную свободу и мечтает вернуться туда, где жил в детстве. Мцыри просит перенести его перед смертью в сад, откуда юноше будет виден Кавказ. Дальнейшая биография героя неизвестна - Мцыри мог умереть, а мог и оправиться от болезни.
Мцыри не причинял зла людям, это незлобивый человек с чистой детской душой, однако с обитанием в монастыре жизненные ценности героя несовместимы. Помыслы Мцыри устремлены к родным краям, которые герой покинул против собственной воли. Пребывание среди монахов герой воспринимает как плен и считает, что это не жизнь. Герой тоскует по родине и тяготится одиночеством, в котором находится в монастыре, несмотря на присутствие вокруг монахов.
Мцыри мало подходит для размеренной монастырской жизни. Юноша полон «желаньем и тоской» и «бессильным и пустым жаром». Жизнь взаперти сделала некогда веселого и резвого героя угрюмым. Мцыри отвык от людей и чувствует себя среди них чужим; герою кажется, что сам он больше сродни зверю. Юноша вспоминает «чудный мир тревог и битв», где «люди вольны, как орлы». Уже много лет герой не видел родных и скучает по ним, чувствуя себя лишенным отчизны и близких.

Герой - свободолюбивая личность, и ради обретения свободы он готов рискнуть жизнью. Умирать, однако, совсем не хочется. Мцыри жалеет, что прожил так мало и не смог исполнить собственного сокровенного желания - снова увидеть родину и семью.
Несмотря на то, что вырастили героя монахи, тот стал смелым человеком, который готов один на один сразиться с диким хищником, не испытывая страха, и победить в этой схватке. Мцыри оказался славным воином, верным и скорым ударом он рассек «широкий лоб» барса, имея в качестве оружия простой сук. У героя были все шансы стать удалым горцем, если бы злая судьба не забросила Мцыри в монастырь.
Лермонтов демонстрирует душевное состояние героя через природу. Юноша сравнивается с одиноким листком, который сорвала и унесла буря. Сам герой постоянно восхищается природой Кавказа, причудливыми горными хребтами, снегами, которые горят, «как алмаз», и высью неба. Горная природа в поэме составляет оппозицию монастырю – месту заключения главного героя. Природа ассоциируется со свободой.

Кроме того, окружающий монастырь горный пейзаж по-разному воспринимается монахами и самим Мцыри. Для героя прячущиеся в тучах скалы - воплощение свободы, дом вольных людей, а монастырские кельи Мцыри воспринимает как «душные». Для монахов, напротив, природа полна опасностей. Этим противопоставлением усиливается конфликт между Мцыри и монастырем.
Цитаты
«Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
«Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»
Мцыри – главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова, которую поэт напишет в 1839 г. Уже в самом имени содержится намек на будущую судьбу героя, ведь «мцыри» с грузинского можно перевести двумя разными способами. В первом случае получится «монах, послушник», во втором же – «чужак, иностранец». Между двумя этими полюсами и проходит жизнь Мцыри.
Его история начинается в детстве, когда проезжающий мимо грузинского монастыря русский генерал-завоеватель оставляет монахам на воспитание маленького ребенка. Мцыри взят из родного аула как пленник, а о судьбе его родных читателю остается только догадываться. По всей видимости, его близкие погибли на войне, и Мцыри остался сиротой. Не вынеся разлуки с семьей и тягот пути, он заболел, отказывался от пищи и был уже близок к смерти, «тихо, гордо умирал». По счастливой случайности Мцыри повезло: один из монахов привязался к нему, сумел выходить и воспитать. Юноша вырос в стенах монастыря, выучил язык и готовился к постригу. Кажется, что это обычная история, одна из многих других подобных ей, созданных войной: дикарь-горец ассимилировался в культурной среде, принял христианство и зажил новой жизнью. Но Лермонтов не был бы великим поэтом, если бы он не повернул эту историю совершенно по-другому, и вот накануне пострига, в страшную грозовую ночь, когда смиренные монахи не смеют оторвать глаз от икон, Мцыри бежит!
Разумеется, Мцыри ищут, но целых три дня все поиски оказываются тщетными. А когда их уже почти собираются прекратить, решив, что юноша добрался до своих родных мест, его все же находят в степи, «без чувств», страшно бледного и худого. Мцыри болен, и, как в детстве, снова отказывается от пищи и каких-либо объяснений. Поняв, что близится смертный час, к нему присылают все того же пожилого монаха, который его воспитал: возможно, он сможет увещевать Мцыри исповедаться и облегчить душу. И герой произносит свою исповедь, но не покаянную, а гордую и страстную, в которой раскрываются основные черты характера Мцыри.
Мцыри совершает побег, поскольку, как он говорит, никогда не считал жизнь в монастыре жизнью. Да, монах спас его от смерти, но, спрашивает его Мцыри – «Зачем?..». В этом вопросе уже отчетливо выражается личность Мцыри, предпочитающего смерть неволе. Он вырос в плену, мать не пела над ним колыбельных, а сверстники не звали играть. Это было одинокое детство, вот и Мцыри получился – «душой дитя, судьбой монах». Юноша томим мечтой увидеть свою родину и хотя бы на миг прикоснуться ко всему тому, чего его лишили. Он решается на побег, отчетливо понимая, что рискует всем, ведь за пределами монастыря его никто не ждет. И все же, очутившись на свободе, Мцыри наслаждается жизнью, как только может. Он с восторгом рассматривает мир, которого был лишен. Угрюмый и молчаливый послушник внезапно преображается. Мы видим, что главный герой «Мцыри» не только мятежник, он еще и романтик, поэт, но эта черта его характера может раскрыться только в условиях прекрасной кавказской природы. Высокие горы, необъятные леса, бурные потоки и синева расстилающегося повсюду неба – все в этом пейзаже наводит на мысли об отсутствии каких-либо запретов, о полнейшей свободе, такой естественной для человека. Мцыри прислушивается к голосам рек и трав, любуется грозовой ночью, а затем и тишиной полдня. Даже находясь при смерти, он не забывает красоты мира, с восторгом рассказывая обо всем увиденном монаху. Природа стала более близкой для Мцыри, чем окружавшие его люди. Именно благодаря единению с ней он может осознать себя как свободного человека. Так в поэме реализуется образ романтического героя, оказавшегося более восприимчивым к красоте, чем воспитавшие его монахи-«просветители».
Однако восхищение Мцыри природой не является просто пассивным любованием. Пережив первую радость от побега, он начинает планировать свой дальнейший путь. В его голове появляется дерзкая идея: добраться до Кавказа, видимого вдали! Понимает ли Мцыри, что на родине его никто не ждет, и даже родной дом разрушен войной? Скорее всего, понимает, но Мцыри (и это было особенно важно для Лермонтова) – герой действия. Описание Мцыри носило под собой и еще одну идею: укорить современников Лермонтова, поколение 1830-х годов, в полной пассивности, неделании духовно развиваться и менять окружающий мир. Поэт не раз затрагивал в творчестве идею бездеятельности своего поколения (вспомним «Бородино»). Мцыри – главный герой поэмы Лермонтова, недвусмысленно указывает на то, что, по его мнению, следует делать. Мцыри борется с судьбой и жизненными невзгодами, не обращая внимания ни на какие преграды.
Его ждут три испытания, каждое из которых может сбить Мцыри с пути. Вначале герой встречается с девушкой, с прекрасной дочерью Востока, пришедшей к источнику за водой. Легкий ветер колышет ее чадру, и «мрак очей» заставляет юношу забыть обо всем. В его душе зарождается первая любовь, требующая осуществления. Все складывается в пользу Мцыри: красавица живет неподалеку. Он видит, как она подходит к своему тихому домику, следит, «как отперлась тихонько дверь… / И затворилася опять! ..». Мцыри мог бы войти в эту дверь вслед за девушкой, и кто знает, как бы сложилась его жизнь… Но желание вернуться на родину оказывается сильнее. Мцыри признает, что воспоминания тех минут драгоценны для него, и желает, чтобы они вместе с ним умерли. И все же им движет одно:
«Я цель одну –
Пройти в родимую страну –
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог»
Мцыри продолжает идти вперед, но на его пути встает сама природа, олицетворенная в образе барса. Сытый, мощный зверь и измученный бесконечными постами и воздухом неволи человек – силы кажутся неравны. И все же Мцыри, подобрав с земли ветку, сумел победить хищника. В кровавом бою он доказывает свое право вернуться на родину.
Последняя преграда, отделяющая героя от желанного Кавказа – это тёмный лес, в котором Мцыри заблудился. Он до последнего продолжает идти вперед, но каково же его отчаяние, когда он осознает, что все это время ходил кругами!
«Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой…»
Силы оставляют Мцыри, но его дух остается непобедимым. Последняя доступная ему форма протеста – это смерть, и Мцыри умирает. В смерти он сможет найти освобождение, недоступное на земле, душа же его вернется на Кавказ. И, хотя он об этом и не думает, его жизнь и его подвиг, непонятные для монахов, не будут забыты. Мцыри – герой поэмы Лермонтова, навсегда останется для последующих читателей символом несгибаемой воли и мужества, благодаря которым человек может осуществить свою мечту, не обращая внимания ни на что.
Описанием личности главного героя и основных черт характера Мцыри могут воспользоваться ученики 8 классов во время написания сочинения на тему «Главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри»»
Тест по произведению